Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

А.В. Луначарский - первый нарком просвещения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

90-х годов А. В. Луначарский приступил к активной литературно-публицистической деятельности, появились его пер­вые крупные работы по эстетике, философии. Преподавательская работѕв цартииных школах и кружках на Капри, в Белонье, Париже, где он читал курсы всеобщей истории искусства, истории

русской литературы, сопровождалась особым интересом к пробле­мам народного образования.

В Швейцарии Луначарский посещал школы и народные дома, изучал спецнальную литературу. Постепенно в результате огром-

ѕой целенаправленной работы по самообразованию, знакомству

с культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем

сторонам современной культурной жизни до Октября в русских

и инострапных газетах и журналах Луначарский опубликовал

сотни статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства,

просвещепия) рождался органический сплав поистине эициклопе­дических знаний Анатолия Васильевича в области культуры, при­чем знаний, осмысленных. по его словам, "под углом зрения рево­люции и ее великих задач".

Глубокие раздумья над судьбами культуры и грядушей рево­люции привели Луначарского к осознанию культурной миссии пар­тии, передовой партийной интеллигенции. В ноябре 1907 года в письме к Горькому, как известно также размышлявшему над этой

"просто и крепко", по словам Горького, сформулировал принци­пиально важный тезис: "Мы - единственный мост, соединяющий

культуру с народными массами".

Прошло десять лет, победила февральская революция, принес-

шая народу власть, хотя и неполную, и А. В. Луначарский получил возможность работать на ииве народного просвещения. Избран­иый  от  большевистской  фракции  заместителем  петроградского городского головы, он одновременно стал председателем культур­но-просветительной секции думы. В секции, а также в районных думах в это время работала значительная группа большевиков:

Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская,

В. М. Познер, H. И. Калинин, Е. Л. Книпович и другие. Просвети­тельная  деятельность  широко  велась  среди  рабочих,  военных, интеллигеиции.  15-19 октября была созвана  1-я конференция пролетарских  культурно-просветительных  обществ,  избравшая

А. В. Луначарского почетным председателем Центральиого коми­тета оргаиизации, которая позднее стала называться Пролеткуль­том. Выступления Луначарского в печати, на заседаниях в думе,

на митингах создавали ему большой авторитет и в рабочих крутах, и среди творчесиой интеллигенции. Показателен такои факт: неза-

долго до Октябрьских дяей известный актер О. М. Юрьев попро­сил Анатолия Васильеяича изложить культуриую программу боль­шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло-

долго до Октябрьских дней известный актер О. М. Орьев попро­сил Анатолия Васильевича изложить культурную программу боль­шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло­жили  выступить  известному  кадету  В. Д. Набокову,  который, однако, уклонился от доклада, признав широту планов оппонеита­большевика.

Бесспорно, А. В. Луначарский сознательно и целеустремленно готовился к реализации культурной программы большевиков. И еще одним доказательством этого может служить его работа

"Культуриые задачи рабочего класса", выпущенная в 1917 году,

незадолго до Октября. В ней - концентрат взглядов А. В. Луна­чарского на культуру и вместе с тем политическая программа.

И сегодня, 70 лет спустя, поражает глубина и зрелость его мыслей о культуре обшечеловеческой и классовой, отношении пролета­рната к культуриому наследию, о роли интеллигенции, о соцна­листической культуре. Пророчески звучат слова: "В области искус­ства пролетарнат тоже обретет своих Марксов, рядом со своими Бебелями". И как будто сегодня+шним бурным спорам отвечает

А. В. Луначарский утвеpждением, что интернационализация куль­туры отнюдь не предполагает уничтожения национальных моти­вов в общечеловеческой симфонии,  а лишь их более богатую и свободную гармонизацию.

В. И. Ленин знал и высоко ценил именно эту, главную особен­ность, определяющую  своеобразие личности Анатолия Василье­вича, и его ценность как партийного руководителя. Поэтому назна­чение Луначарского наркомом по просвещению было одновремен­но и закономерным, и перспективиым актом. Нарком не только хорошо знал дело, но и умел широко мыслить и мечтать о культуре и человеке будущего. Вот как представлял он себе подлинно обра­зованного, интеллигентного человека в "правильном" соцналисти­ческом обшестве: "Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливают­ся в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же самое время сам  он  играет на одном очередном  инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его сердце". Так Луначарский рисовал идеал в 1918 году, выступая на открытии курсов инструкторов по внешкольному образованию.

Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к вопло­щению замыслов, но, конечно, не мог, как и остальные члены моло-

на открытии курсов ииструкторов по внешкольному образоваиию.

Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к вопло­щениюзамыслов, но, конечно, ие мог, как и остальиые члены моло-

дого Советского правительства, предвидеть тех огромных трудно­стей, с которыми им пришлось столкнуться уже в самом начале деятельности Совнаркома.

27 октября состоялись первые два - утром и днем - заседа­ния Совнаркома. Среди трех его решений, наряду с постановле­нием правительства о созыве Учредительного собраиия в назначен­ный срок и проектом Положения о рабочем контроле, был Декрет о печати, определивший позиции Советскои власти в отношении буржуазной печати. А первым документом наркома А. В. Луна­чарского  стало  воззвание  к  гражданам  России  "О  народном просвешении", опубликованное 29 октября. В нем провозглаша-

лись общие направления просветительной деятельности: "добить-

ся в кратчайшии срок всеобщей грамотности", организация "еди­ной для всех граждан абсолютно светской школы", поддержка вся-

ческих форм культурио-просветительного движеиия рабочих и крестьян. Объявляя о том, что общее руководство просвещеиием

поручается  виовь  организуемой  Государствениой  комиссии  по

народному просвешению, председателем которой является нарком

по просвешеиию, воззвание подчеркивало искреннее желание со­трудничать не только с широкой обществениостью, но и с создаи-

ным после февраля Государственным комитетом по народному об­разованию и с аппаратом бывшего министерства народного про­свещения.

Обнародовав программу действий, нарком сразу же приступил к формированию Государствениой комиссии по народному просве­щению. Уже 9 ноября ее состав и функции были утверждены декре­том ВЦИК и СНК. В комиссии было 15 отделов, в том числе по вве­дению всеобщей грамотности, министерских учебных заведений, дошкольного воспитания и внешкольного образования, научный, искусств и другие. Ядро в комиссии составили большевики, рабо­тавшие до Октября в области просвещения,- Н. К. Крупская,

П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская, В. М. Боич-Бруевич,

Д. И. Лещенко, Д. А. Лазуркина, В. М. Позиер и другие. Позднее комиссия трансформировалась в руководящий орган Наркомпро­са - его коллегию. Оценивая в 1923 году работу Наркомпроса

и наркома, его заместитель А. Н. Покровскии отметил стабильный состав коллегии, которая "всегда была одной из -самых дружный коллегий",  и объяснил это "личным характером"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»