←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
90-х годов А. В. Луначарский приступил к активной литературно-публицистической деятельности, появились его первые крупные работы по эстетике, философии. Преподавательская работѕв цартииных школах и кружках на Капри, в Белонье, Париже, где он читал курсы всеобщей истории искусства, истории
русской литературы, сопровождалась особым интересом к проблемам народного образования.
В Швейцарии Луначарский посещал школы и народные дома, изучал спецнальную литературу. Постепенно в результате огром-
ѕой целенаправленной работы по самообразованию, знакомству
с культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем
сторонам современной культурной жизни до Октября в русских
и инострапных газетах и журналах Луначарский опубликовал
сотни статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства,
просвещепия) рождался органический сплав поистине эициклопедических знаний Анатолия Васильевича в области культуры, причем знаний, осмысленных. по его словам, "под углом зрения революции и ее великих задач".
Глубокие раздумья над судьбами культуры и грядушей революции привели Луначарского к осознанию культурной миссии партии, передовой партийной интеллигенции. В ноябре 1907 года в письме к Горькому, как известно также размышлявшему над этой
"просто и крепко", по словам Горького, сформулировал принципиально важный тезис: "Мы - единственный мост, соединяющий
культуру с народными массами".
Прошло десять лет, победила февральская революция, принес-
шая народу власть, хотя и неполную, и А. В. Луначарский получил возможность работать на ииве народного просвещения. Избраниый от большевистской фракции заместителем петроградского городского головы, он одновременно стал председателем культурно-просветительной секции думы. В секции, а также в районных думах в это время работала значительная группа большевиков:
Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская,
В. М. Познер, H. И. Калинин, Е. Л. Книпович и другие. Просветительная деятельность широко велась среди рабочих, военных, интеллигеиции. 15-19 октября была созвана 1-я конференция пролетарских культурно-просветительных обществ, избравшая
А. В. Луначарского почетным председателем Центральиого комитета оргаиизации, которая позднее стала называться Пролеткультом. Выступления Луначарского в печати, на заседаниях в думе,
на митингах создавали ему большой авторитет и в рабочих крутах, и среди творчесиой интеллигенции. Показателен такои факт: неза-
долго до Октябрьских дяей известный актер О. М. Юрьев попросил Анатолия Васильеяича изложить культуриую программу большевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло-
долго до Октябрьских дней известный актер О. М. Орьев попросил Анатолия Васильевича изложить культурную программу большевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предложили выступить известному кадету В. Д. Набокову, который, однако, уклонился от доклада, признав широту планов оппонеитабольшевика.
Бесспорно, А. В. Луначарский сознательно и целеустремленно готовился к реализации культурной программы большевиков. И еще одним доказательством этого может служить его работа
"Культуриые задачи рабочего класса", выпущенная в 1917 году,
незадолго до Октября. В ней - концентрат взглядов А. В. Луначарского на культуру и вместе с тем политическая программа.
И сегодня, 70 лет спустя, поражает глубина и зрелость его мыслей о культуре обшечеловеческой и классовой, отношении пролетарната к культуриому наследию, о роли интеллигенции, о соцналистической культуре. Пророчески звучат слова: "В области искусства пролетарнат тоже обретет своих Марксов, рядом со своими Бебелями". И как будто сегодня+шним бурным спорам отвечает
А. В. Луначарский утвеpждением, что интернационализация культуры отнюдь не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их более богатую и свободную гармонизацию.
В. И. Ленин знал и высоко ценил именно эту, главную особенность, определяющую своеобразие личности Анатолия Васильевича, и его ценность как партийного руководителя. Поэтому назначение Луначарского наркомом по просвещению было одновременно и закономерным, и перспективиым актом. Нарком не только хорошо знал дело, но и умел широко мыслить и мечтать о культуре и человеке будущего. Вот как представлял он себе подлинно образованного, интеллигентного человека в "правильном" соцналистическом обшестве: "Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же самое время сам он играет на одном очередном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его сердце". Так Луначарский рисовал идеал в 1918 году, выступая на открытии курсов инструкторов по внешкольному образованию.
Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к воплощению замыслов, но, конечно, не мог, как и остальные члены моло-
на открытии курсов ииструкторов по внешкольному образоваиию.
Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к воплощениюзамыслов, но, конечно, ие мог, как и остальиые члены моло-
дого Советского правительства, предвидеть тех огромных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться уже в самом начале деятельности Совнаркома.
27 октября состоялись первые два - утром и днем - заседания Совнаркома. Среди трех его решений, наряду с постановлением правительства о созыве Учредительного собраиия в назначенный срок и проектом Положения о рабочем контроле, был Декрет о печати, определивший позиции Советскои власти в отношении буржуазной печати. А первым документом наркома А. В. Луначарского стало воззвание к гражданам России "О народном просвешении", опубликованное 29 октября. В нем провозглаша-
лись общие направления просветительной деятельности: "добить-
ся в кратчайшии срок всеобщей грамотности", организация "единой для всех граждан абсолютно светской школы", поддержка вся-
ческих форм культурио-просветительного движеиия рабочих и крестьян. Объявляя о том, что общее руководство просвещеиием
поручается виовь организуемой Государствениой комиссии по
народному просвешению, председателем которой является нарком
по просвешеиию, воззвание подчеркивало искреннее желание сотрудничать не только с широкой обществениостью, но и с создаи-
ным после февраля Государственным комитетом по народному образованию и с аппаратом бывшего министерства народного просвещения.
Обнародовав программу действий, нарком сразу же приступил к формированию Государствениой комиссии по народному просвещению. Уже 9 ноября ее состав и функции были утверждены декретом ВЦИК и СНК. В комиссии было 15 отделов, в том числе по введению всеобщей грамотности, министерских учебных заведений, дошкольного воспитания и внешкольного образования, научный, искусств и другие. Ядро в комиссии составили большевики, работавшие до Октября в области просвещения,- Н. К. Крупская,
П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская, В. М. Боич-Бруевич,
Д. И. Лещенко, Д. А. Лазуркина, В. М. Позиер и другие. Позднее комиссия трансформировалась в руководящий орган Наркомпроса - его коллегию. Оценивая в 1923 году работу Наркомпроса
и наркома, его заместитель А. Н. Покровскии отметил стабильный состав коллегии, которая "всегда была одной из -самых дружный коллегий", и объяснил это "личным характером"
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|