Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

А.В. Луначарский - первый нарком просвещения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

вич - лучший из министров просвещения. Молодой поэт револю­ции В. В. Маяковский буквально вторил старому сенатору: "Ни одна страна в мире не имеет такого министра народного просвеще­ния". Коммунист с 1903 года, преемник Луначарского на посту наркома просвешения А. С. Бубнов называл его, в соответствии с терминологией тех лет, "приводным ремнем от партии к художе­ственной интеллигенции".

Что касается языков, то напомним один лишь факт: летом

1920 года А. В. Луначарский выступал перед делегацией 11 Кон­гресса  Коминтерна  на  английском,  французском,  итальянском и испанском языках. Кроме того, он говорил и читал на немецком, знал латынь.

Человек энциклопедических знаний и поистине вулканической энергии, А. В. Луначарский был глубоко творческой натурой. Это проявлялось не только в непосредственной работе в Совнаркоме, но далеко за ее пределами, хотя и было органически с ней связано. Несколько сухих цифр: за 22 года литературно-публицистической деятельности до Октября 1917 года Анатолий Васильевич опубли­ковал 833 работы, то есть в среднем по 38 работ в год- Начиная с 25 октября 1917 года и только в течение одного 1918 года вышли 203 работы наркома. Здесь доклады о деятельности Совнаркома и Наркомпроса во ВCНК, на 2 Всероссийском съезде Советов. Здесь огромное число выступлений на митингах и собраниях, где обсуждались международные проблемы и сегодняшний день рево­ции роль интеллигенции и пролетариата в судьбах культуры, охрана памятников искусства и положение театров, организация советской школы и открытие памятника Софье Перовской. Больше всего тогда публиковались краткие отчеты о выступлениях. Быто­вало мнение, что Анатолий Васильевич всегда говорил экспром­том. Однажды на вопрос. как он может так хорошо выступать без подготовки, нарком ответил: "То есть как без подготовки? Я к этому готовился всю жизнь". И продолжал готовиться. Все близко знавщие Луначарского люди поражались его  громадной работоспособности - до 17-18 часов в сутки.

Даже в самые трудные, первые месяцы работы, когда все приходилось делать впервые, А. В. Луначарский находил время

написать брошюры об А. Н. Радищеве и К. Марксе к столетию со дня его рождеиия), некрологи ушедшим из жизни революционе-

рам - Г. В. Плеханову, М. С. Урицкому, В. Володарскому. Мимо

него не прошли ни постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова

"Сказание о невидимом граде Китеже" в Мариинском театре, ни

выход  в  свет  очередного  тома  полного  собрания  сочинений

А. П. Чехова. Нарком пишет предисловня к кииге К. Каутского, хрестоматии футуристов "Ржаное поле" и к монографии К. И. Жу­ковского об американском поэте Битмене. Он создает драму для чтения "Фауст и город", пеpеводит с французского,"Письмо к рус-

ским революционерам" Р. Роллана. Все это только в 1918 году.                                                                                                                                                                                                                                                           ѕ -

Пишущий для театра драмы нарком, как ни кто другой, ценил все многообразие доставшегося трудовому народу культурного наследства, понимая вместе с тем реальную опасность утрат при неумении или нежелании правильно воспользоваться этим богат­ством. Еше до Октября он писал, что даже среди соцналистов есть люди, провозглашающие "Долой буржуазную культуру!". Первые же меры Петроградского военно-революционного комитета и Сов­наркома по охране Зимнего дворца, музеев, дворцов император­ской фамилии и всех их художественных ценностей стали свое­образным камертоном в деятельности А. В. Луначарского. Изве­стны его приказы - благодарности красногвардейцам, охраняв­шим Зимний, и тем дворцовым служащим, которые в ночь на 2б октября остались на своих постах. С другои сторопы, он обра­тился к ученым и художественной интеллигенции и с их помошью уже в ноябре 1917 года организовал при Наркомпросе коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Такая же  организация  возникла  и  в  Москве.  Анатолий  Васильевич привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,

В. А. Жуко, И. А. Фомина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра. В. П. Зубо­же  организация  возникла  и  в  Москве.  Анатолий  Васильевич привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,

В. А. Жуко, И. А. Ломина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра, В. П. Зубо­ва и многих других видных деятелеи культуры. Уже 9 декабря 1917 года Совнарком принял постановление ассигновать Нарком­просу средства на охрану дворцов и музеев. 1918 год ознаменовал­ся началом реставрации памятников Кремля. принятием 10 марта постановления об организации Комиссии по охране художествен­ных и исторических ценностеи, декрета 5 октября об учете и охране памятников искусства, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений.

Письмо наркома в Александринский театр в начале декабря 1917 года начиналось словами: "Занятый сложными делами по охране дворцов и музеев Республики..." Но в это же время необ­ходимо было срочно спасать театры, потому что некоторые горячие головы считали их ненужной буржуазной роскошью, И нарком спешил в театры, помогал художникам и архитекторам, обсуждал с Александром Блоком планы издания русских классиков... "Если бы не было этого заботливого глаза, многое, несомненно, погиб­ло  бы  в  вихре  соцнального  переворота" - так  оценила  роль

А. В. Луначарского в сохранении русского искусства и его выдаю­щихся деятелей редакционная коллегия жуpнала "Народное про­свещение" в статье о наркоме "Десять лет несменно на посту. Если значительны заслуги А.  В. Луначарского в  привлечении интеллигенции на сторону Советской власти, то его отношение к проблеме культурного наследства тем  более  можно считать историческим достижением. По существу, и в теории, и на практике Луначарский заложил основы подлинно марксистского, то есть уважительного и бережного, отношения к культурному наследию, которое сказывалось на протяжении первого советского десяти­летия.

О деятельности и роли А. В. Луначарского немало писали и еще больше говорили и его современники и потомки. Это понятно: яркая, неординарная личность всегда привлекает внимание и вы­зывает споры. При этом вырисовываются своего рода закономер­ности. Первые шаги наркома, первые годы его деятельности, пожа­луй, всеми оценивались положительно, часто даже восторженно. Это как раз тот исторический отрезок работы Совнаркома, о кото­ром говорнт данная книга.

В начале 20-х годов прозвучала критика работы А. В. Луначар­ского и Наркомпроса со стороиы В. И. Ленина - критика конст­руктивная и доброжелательная, пронизанная заботой об улучше­нии деятельности Наркомпроса в условиях все усложнявшихся культурных задач превращения России нэповской в Россию социа­листическую. При этом  Владимиp Ильич всячески оберегал Лу­начарского от засилья чисто административной работы, помогая тем самым более полному раскрытию творческих возможностей Анатолия Васильевича.

Тогда же начались и не прекращаются по сей день споры о личных художественных пристрастиях и вкусах первого наркома по просвещению. Их поднимают сегодня и противники авангарда в искусстве. Думается, что здесь совершается первая несправед­ливость по отношению к А. В. Луначарскому. Деятели искусства левого направления - художники, скульпторы, актеры - первы­ми приветствовали победу соцналистической революции и протя­нули руку сотрудничества Советскому правительству. Как госу­дарственный  деятель,  как  нарком  просвещения,  Луначарский принял  эту  помощь - она  нужна  была  стране, ее  культуре. В этом, а не в личных вкусах причина назначения на ответственные посты в Наркомпросе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»