Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

Борисов-Мусатов и художники группы "Наби"

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

мы непременно должны учитывать еще одно Мориса Дени.

  Но вернемся к проблеме символизма. И набиды и Мусатов были символистами второго призыва в своих национальных школах. Первыми были Пюви де Шаванн, Гюстав Моро. Одилон Редон во Франции и Врубель в России. Символизм Моро и Пюви в какой-то мере можно считать аллегорическим; он имеет академические основы. Врубель, хотя он по времени и значительно отстоит от упомянутых французских аналогов и очень не похож на них, ибо вобрал в себя многие новшества европейского искусства конца XIX века, играет приблизительно такую же роль. Он формируется на академической основе, имеет – хотя и не столь выраженную, как у французов, - литературную почву. Символизм последующих художников – набидов, Мусатова, а за ним и мастеров “Голубой розы” можно назвать скорее живописным, чем литературным, он строится в большей мере на пластической основе и совпадает с переломом от непосредственного восприятия натуры к опосредованному, от этюда-картины к панно, от непроизвольного артистизма к пластической системе – перелом, который был так важен для судеб всей европейской живописи. Вне синтетизма символизм на этом своем втором этапе невозможен. Он требует преодоления, с одной стороны, академического натурализма, который был у Пюви де Шаванна, уподобляя его символы аллегориям, а с другой стороны – импрессионизма. Последний культивирует неповторимо конкретное, а оно препятствует той многозначности образа, несводимости его к конкретным значениям, которые и являются сущностью истинного символизма. Это преодоление мы и встречаем у многих набидов, в частности у Дени и у Мусатова.

  Здесь следует разделить аналогии. С Дени - они имеют образно-смысловой характер и во вторую очередь, как следствие, - живописно-композиционный.

  Правда, следует сказать, что Дени тяготел к религиозным сюжетам, что решительно разделяет его с Мусатовым. Но роднит многое другое. У Дени в его картинах “Свадебное шествие” (1892 – 1893),  “Музы” (1893),  “Сад чистых дев” (1893),  “Жены-мироносицы” (1894),  “Священная роща” (1897),  как правило, собрано несколько действующих лиц.  Они сидят или идут, почти никогда не разговаривают друг с другом,  созерцают,  они погружены в себя,  пребывают в каком-то незримом общении друг с другом.  Чаще всего это сцены в пейзаже,  часто – на фоне пейзажа.  Все эти описания можно было бы с успехом применить и к произведениям русского живописца.  Часто у Мусатова женщины похожи друг на друга,  как родные сестры,  ибо всегда это некое идеальное представление о человеке.  У Дени  его женщины также похожи друг на друга.  Более того:  в 1897 году Дени пишет портрет Ивоны Лероль  в трех различных позах;  здесь нет попытки расширить границы времени – эти три фигуры одной женщины существуют почти безотносительно  к времени;  нет попытки дать разные грани характера – Дени интересует возможность выявить внутреннюю  незримую связь между этими тремя лицами в одном облике.  Это внутреннее общение осуществляется с помощью объединяющего их предмета – цветов.  Здесь своеобразный “язык цветов” – не случайно мы воспользовались названием картины молодого Петрова-Водкина,  прямо вышедшего из мусатовского круга.

  Прямую аналогию дают нам два парных портрета – портрет Марты и Мориса Дени (автопортрет с женой)  1897 года и  “Автопортрет с сестрой” Мусатова 1898 года.  Они близки не только по задаче и времени происхождения, но и по одинаковым принципам построения парного портрета на основе внутренней близости персонажей.

  Дени в своих  “Теориях”  постоянно пишет о своеобразном отношении художника к своей задаче,  о “прославлении”  натуры,  о том,  что художник-символист не изображает натуру, а представляет ее с помощью “пластических и цветовых эквивалентов”.   Дени констатирует тесную связь между формами и эмоциями,  между живописно-пластическими явлениями и состоянием души. В его представлении, в формах непременно просвечивает значение, содержательное, духовное начало. Это как раз и есть та позиция, на которой могло возникнуть искусство многих набидов во Франции и Мусатова в России.

  Но рядом с этой духовно-содержательной проблематикой в теории Дени присутствует и другая – живописно-пластическая. Она много говорит о картине как о целостном организме, всячески подчеркивает плоскостное начало, поверхность, как некую первооснову живописного произведения. Широко известны слова Дени: “Помнить, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, является по существу, плоской поверхностью, покрытой красками, расположенными в определенном порядке”. В этих словах – программа того синтетизма, о котором шла речь. В одном определении соединились два принципиально важных положения – о плоскости как исходной точке и о порядке, системе, рациональном моменте в “производстве” художественного образа. И опять такое определение легко приложить к живописным произведениям Мусатова.

  Мы отмечали известный синкретизм в мусатовском творчестве. Это – национальная черта, имеющая исторические корни. В XIX – начале XX века мы часто сталкиваемся с проявлением этого свойства. Иванов, Суриков, Врубель, Мусатов в этом отношении сходные фигуры. В каждом из них собраны различные черты, которые, существуя в зачаточном виде, имеют в дальнейшем возможность развиваться и дозревать. Отодвинутые от переднего края развития европейского искусства на некоторую дистанцию и вместе с тем, в силу таланта и благодаря общению имея возможность предуказывать какие-то будущие черты, эти художники соединяют в себе вчерашнее, сегодняшнее и завтрашнее. Это качество позволяет в чем-то отделить Мусатова то набидов. Он оказывается шире своими содержательными возможностями. Кроме того, для своей школы он пророк-предтеча. Между тем набиды, назвавшие себя пророками, скорее представляют собой ретроспективное направление во французской живописи. Оно обращено не в будущее, а в прошлое. Поздние Боннар и Вюйар лишь отражают в какой-то мере на себе отсветы новых направлений. Что же касается Мусатова, то его опыт оказывается почти обязательным этапом на пути художников к будущим живописным достижениям. Через мусатовский этап прошли многие: голуборозовцы – Кузнецов, Уткин, Сапунов; Петров-Водкин, воспринявший мусатовский символизм и переосмысливший его; Ларионов и Гончарова, у каждого из которых был целый мусатовский этап; Кончаловский и Фальк, которые до “Бубнового валета” испробовали  - не без пользы для будущего – мусатовский импрессионизм; и еще многие другие. Эта роль Мусатова в истории русской живописи говорит сама за себя. Русская живопись в начале ХХ века нацелена вперед; она быстро движется и развивается. В Мусатове заключена эта возможность; он тоже устремлен вперед. И это не просто особенность таланта, но и национальное свойство, определяемое исторической ситуацией.

                                Список используемой литературы:

             1.  Д. В. Сарабьянов  “Русская живопись XIX века среди Европейских школ”     Москва, 1980.

             2.  История русского искусства.           Москва, 1987.

             3.  Л. А. Большакова  “Государственная Третьяковская Галерея.            Москва,  1978.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»