Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

Лейбниц

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

    Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих  основате-

лей механико-математического знания, так и созидателей  метафизи-

ческих систем. Лейбница причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.

к философам. Он- математик и физик, правовед и  историограф,  ар-

хеолог и лингвист, экономист и политик.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года.

В 1661 году после нескольких лет самообразования он  поступил  на

юридический факультет Лейпцигского университета. Потом служил при

дворе майнцского курфюрста. В 1672 году был послан в  Париж,  где

провел 4 года и где ему удалось лично завязать контакты со многи-

ми видными учеными и философами. Затем с 1676  года  и  до  конца

жизни Лейбниц в  течение  сорока  лет  находился  на  службе  при

Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его жизни было и  нема-

ло безрадостного. Окруженный недоверием,  презрением  и  недоброй

славой полуатеиста, великий философ и  ученый  доживал  последние

годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду.  Для

англичан он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о науч-

ном приоритете, для немцев он был чужд и опасен как человек,  пе-

ретолковывающий все общепринятое по-своему. Горьким был и  личный

итог жизни и деятельности Лейбница: непонятый и презираемый, при-

тесняемый и гонимый невежественной придворной кликой, он  пережил

крушение лучших своих надежд. Пренебрежение и вражда власть  иму-

щих и церковников к великому мыслителю преследовали его  и  после

смерти.

    Ныне всеми признано, что Лейбницу были  свойственны  исключи-

тельно широкий кругозор и  диапазон  деятельности,  одновременное

усмотрение разнообразных связей разбираемых им проблем и  целеус-

тремленное исследование внутреннего их существа. Лейбниц  обладал

поразительной сжатостью и точностью стиля, творческой энергией  и

умением подметить самые различные следствия, вытекающие из выдви-

нутых им положений.

    Главными изложениями философии Лейбница  по  праву  считаются

две книги: "Новые опыты о человеческом разуме"  и  "Теодицея".  В

первой работе Лейбниц дает не очень  систематическое,  но  весьма

содержательное изложение собственных взглядов по многим  вопросам

теории познания. Вторая книга снабжена  подзаголовком  "Рассужде-

ние о благости божией, свободе человеческой и начале зла". Свобо-

да и необходимость в мышлении и поведении разумных существ,  гра-

ницы приложения их воли и диалектика добра и зла - вот те  вопро-

сы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий  харак-

тер присущ также его поздним сочинениям:  "Критика  основоположе-

ний отца Мальбранша"  (1711) и  "Монадология"  (1714).  Переписка

Лейбница чрезвычайно обширна: он оставил после себя  более  15300

писем к тысяче адресатов на  французском,  немецком  и  латинском

языках.

    Учение Лейбница многопланово,  и  верно  оценить  его  можно,

только проследив его аспекты по отдельности. Один из них- взаимо-

действие категорий  единого и  многого,  переходящее  в  диалектику

 сущности и  явления.

    Историко-философские предпосылки его философии -  это  прежде

всего те противоречия и трудности, которые  обнаружились  в  двух

других великих системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум  кар-

тинам мира Лейбниц противопоставил свою.

    Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм  Де-

карта: раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мыс-

ляще-духовную - сменился его раздвоением на классы  модусов  двух

атрибутов - протяжения и мышления. А в то же  время  спинозовский

субстанциональный монизм не оставлял места  реальному  многообра-

зию модусов: да, они многообразны, но источник этого - в непонят-

ном произволе или капризе самовыражения атрибутов. Подобное прои-

зошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая формула свободы  как

познанной необходимости  оказалась  стиснутой  железными  рамками

субстанции.

    Значит, задача состояла в том, чтобы  бесконечное  многообра-

зие действительности объяснить из содержания самой ее субстанцио-

нальной основы - единой, но в то же  время  многоразличной.  Мно-

гообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление структуры  са-

мой ее сущности. Сущность не только выражает себя в множестве яв-

лений, но разнообразна внутри собственного единства.

    Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции раз-

граничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не пов-

реждало бы живую ткань глубинного единства мира  и,  с  другой  -

объясняло бы, каким образом плюрализм явлений вырастает из мониз-

ма сущностей. Проблема соотношения  сущности и  явления была  унас-

ледована от Лейбница Кантом и через него немецким идеализмом пер-

вой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в  том,  что

сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время  единым  и

потому образуя бесконечную  систему,  по  своему  диалектическому

глубокомыслию превосходило многие  решения,  выдвинутые  впослед-

ствии. Оно позволило несколько иначе подойти и к проблеме  свобо-

ды.

    Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетво-

ренность. Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содер-

жит в себе "перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то  он  не  мог

принять взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и

метафизике Декарта: там, где, по Декарту,  господствует  телесная

субстанция, налицо пассивные протяжения и нет места для  внутрен-

ней, а тем более для духовной активности; там же, где Декарт пос-

тулировал мыслящую субстанцию, дух оказывается в самоизоляции и в

нем нет ступеней развития от бессознательного ко все более созна-

тельному.

    Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее

место не только пространственные протяжения, но и силы,  пронизы-

вающие ткань Вселенной в физической картине мира.  Роль,  отводи-

мая силам Ньютоном, недостаточна, и она нуждается  в  философском

обосновании и развитии. Декарт не дал его вообще, а Спиноза обос-

новал нечто противоположное - не активность модусов, а их пассив-

ную зависимость от неизменной субстанции.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»