←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих основате-
лей механико-математического знания, так и созидателей метафизи-
ческих систем. Лейбница причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.
к философам. Он- математик и физик, правовед и историограф, ар-
хеолог и лингвист, экономист и политик.
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года.
В 1661 году после нескольких лет самообразования он поступил на
юридический факультет Лейпцигского университета. Потом служил при
дворе майнцского курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где
провел 4 года и где ему удалось лично завязать контакты со многи-
ми видными учеными и философами. Затем с 1676 года и до конца
жизни Лейбниц в течение сорока лет находился на службе при
Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его жизни было и нема-
ло безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и недоброй
славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние
годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для
англичан он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о науч-
ном приоритете, для немцев он был чужд и опасен как человек, пе-
ретолковывающий все общепринятое по-своему. Горьким был и личный
итог жизни и деятельности Лейбница: непонятый и презираемый, при-
тесняемый и гонимый невежественной придворной кликой, он пережил
крушение лучших своих надежд. Пренебрежение и вражда власть иму-
щих и церковников к великому мыслителю преследовали его и после
смерти.
Ныне всеми признано, что Лейбницу были свойственны исключи-
тельно широкий кругозор и диапазон деятельности, одновременное
усмотрение разнообразных связей разбираемых им проблем и целеус-
тремленное исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал
поразительной сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и
умением подметить самые различные следствия, вытекающие из выдви-
нутых им положений.
Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются
две книги: "Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В
первой работе Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма
содержательное изложение собственных взглядов по многим вопросам
теории познания. Вторая книга снабжена подзаголовком "Рассужде-
ние о благости божией, свободе человеческой и начале зла". Свобо-
да и необходимость в мышлении и поведении разумных существ, гра-
ницы приложения их воли и диалектика добра и зла - вот те вопро-
сы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий харак-
тер присущ также его поздним сочинениям: "Критика основоположе-
ний отца Мальбранша" (1711) и "Монадология" (1714). Переписка
Лейбница чрезвычайно обширна: он оставил после себя более 15300
писем к тысяче адресатов на французском, немецком и латинском
языках.
Учение Лейбница многопланово, и верно оценить его можно,
только проследив его аспекты по отдельности. Один из них- взаимо-
действие категорий единого и многого, переходящее в диалектику
сущности и явления.
Историко-философские предпосылки его философии - это прежде
всего те противоречия и трудности, которые обнаружились в двух
других великих системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум кар-
тинам мира Лейбниц противопоставил свою.
Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Де-
карта: раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мыс-
ляще-духовную - сменился его раздвоением на классы модусов двух
атрибутов - протяжения и мышления. А в то же время спинозовский
субстанциональный монизм не оставлял места реальному многообра-
зию модусов: да, они многообразны, но источник этого - в непонят-
ном произволе или капризе самовыражения атрибутов. Подобное прои-
зошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая формула свободы как
познанной необходимости оказалась стиснутой железными рамками
субстанции.
Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообра-
зие действительности объяснить из содержания самой ее субстанцио-
нальной основы - единой, но в то же время многоразличной. Мно-
гообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление структуры са-
мой ее сущности. Сущность не только выражает себя в множестве яв-
лений, но разнообразна внутри собственного единства.
Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции раз-
граничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не пов-
реждало бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой -
объясняло бы, каким образом плюрализм явлений вырастает из мониз-
ма сущностей. Проблема соотношения сущности и явления была унас-
ледована от Лейбница Кантом и через него немецким идеализмом пер-
вой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том, что
сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и
потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому
глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впослед-
ствии. Оно позволило несколько иначе подойти и к проблеме свобо-
ды.
Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетво-
ренность. Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содер-
жит в себе "перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то он не мог
принять взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и
метафизике Декарта: там, где, по Декарту, господствует телесная
субстанция, налицо пассивные протяжения и нет места для внутрен-
ней, а тем более для духовной активности; там же, где Декарт пос-
тулировал мыслящую субстанцию, дух оказывается в самоизоляции и в
нем нет ступеней развития от бессознательного ко все более созна-
тельному.
Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее
место не только пространственные протяжения, но и силы, пронизы-
вающие ткань Вселенной в физической картине мира. Роль, отводи-
мая силам Ньютоном, недостаточна, и она нуждается в философском
обосновании и развитии. Декарт не дал его вообще, а Спиноза обос-
новал нечто противоположное - не активность модусов, а их пассив-
ную зависимость от неизменной субстанции.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|