Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

Лейбниц Готфрид

←предыдущая  следующая→
1 2 

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Г. В. Лейбниц - философ и ученый, математик, физик, юрист, ис­торик, языковед, изобретатель.

Родился  в  Лейпциге 1 июля  1646г. Его  отец  был  профессором  нравственной  философии.

Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцо­гов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и теоретической деятельностью. Характерная особенность жизни Лейбница - стремление соединить теорию с практикой. Незави­симо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное ис­числение, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной деятельности. Едва  ли существовала при нем хоть одна  отрасль  знания,  которую он не изучал бы, и в которую не внес бы что-нибудь новое. Писал исторические и по­литические статьи, но особенно его привлекала организация на­учного труда. В 1700г. по проекту Лейбница основывается Берлинской Академии наук,  первым президентом которой он и  стал. 

Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кро­ме многочисленных статей, трактатов, диалогов он оставил после себя свыше 15 000 писем, в которых он чаще всего излагал свои философские взгляды, отправленных различным ученым и философам, с которыми был знаком как лично, так и заочно. Основ­ные философские произведения Лейбница следующие: «Рассуж­дение о метафизике» (1685), «Новые опыты о человеческом разу­ме» (1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).   

В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к тому времени европейской философией. Его система - результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени. Среди теоретических источников философии Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В философии Лейбница как бы синтезировалось все рациональное, достигнутое до него, он - завершитель европейского рационализма. К философским концепциям прошлого он подходил с позиции ее сохранения всего того, что представляет в них значительную ценность, как «большинство школ правы в значительной части своих  утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают».

В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими из возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис. карта о врожденных идеях, а также положение Спинозы о субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление     действительности. В ответ на произведение Локка «Опыт о чело­веческом разумении», не согласившись с излагаемыми там поло­жениями, он выступил со своим трактатом «Новые опыты о че­ловеческом разуме».

Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц по­лагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что суб­станций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция. Они, т.е. вещи или субстанции, - но­сители силы, и эти силы являются «единицами» бытия, или мо­надами. Монады – это существа, лежащие в основе мира. Но монада - это не материальная единица бытия, а ду­ховная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является дея­тельной, нигде в мире нет пассивных вещей.

Монады находятся между собой в состоянии предустановлен­ной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить суще­ствующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как мона­ды - психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный поря­док. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом. Это определяет гармонию в явлениях и гар­монию между сущностью и явлениями.

Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты  в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница, «монада - это живое зеркало Вселенной».

 Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов (разновидности) в зависимости от степени развития – «голые», души и  духи.

1.  Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низший вид; они способны только формировать неясные представления. Низшие монады – «голые» - «спят без  сновидений» и образуют  то,  что мы называем  неорганической  природой. В  соответствии  с  системой  Л. она отнюдь  не  мертва, поскольку  жизнь  разлита  повсюду.

2.  Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Это  более  интенсивная  форма  проявления  жизненной  силы,  которую  составляет душа.  «…  Душами, - пишет Л. в «Монадологии», - можно  назвать  только  такие  монады,  восприятия  которых  более  отчетливы  и сопровождаются   памятью». 

Память  открывает возможность  появления «эмпирической  последовательности», общей  для  человека  и  животного.  Она  «состоит в том, - говорит Л. в  статье «Материя, взятая в себе», - что получающий  те ощущения, которые  он уже несколько  раз  получил следующие одно за другим,  ожидает снова и снова получить их в той же последовательности» (на основе опыта). Но в этой деятельности  души  еще нет  разумения  (рассудка),  без  которого невозможна  «рациональная  последовательность» (практичность, рассудительность)  характерная для  человека.

Душа  роднит  животный  организм  с  человеческим,  но  в  последнем  она  выступает  как  дух. Этим  понятием  Л.  обозначает всю  сферу человеческого сознания.

Третья степень развития мо­над (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наде­лены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией). Таким образом, перцепцией, восприятием облада­ют все монады, но только наиболее развитые монады обладают та­кой индивидуальной программой, при которой им свойственно са­мосознание. Т.е.  наряду  с восприятиями-представлениями  он наделяет  монады  стремлениями,  или  аппетициями.

Л. утверждает, что жизнедеятельность  душ и тем более  «голых» монад – лишь бледное  подобие  той  многообразной  жизненной  активности,  которой  наделены   духи.

Лишь  они обладают  стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию  перцепций  в  апперцепции.  Тем самым  обнаруживается  главное  свойство человеческого духа – его способность  к высшим  проявлениям  познавательной  деятельности, активности (энтелехия).  В принципе,  стремление  к  познанию  присуще  любой монаде, но только

в  духе  это  стремление  реализуется  наиболее  совершенным  образом. 

Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени - в телах биологической природы, третьей степени - объективируются в человеке, наде­ленном сознанием и самосознанием.

Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена. Монада, таким образом, подобна микроорганизму.

Так как монады - духовные образования, не обладающие фи­зическими характеристиками,

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»