Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Историческая личность /

Петр I и его сподвижники

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

 

Оглавление

2.            Птенцы гнезда Петрова.

2.1. Александр Данилович Меньшиков.

2.2. Борис Петрович Шереметьев.

2.3. Пётр Андреевич Толстой.

2.4. Алексей Васильевич Макаров.

3.            Яркие индивидуальности, составлявшие единую команду.

Пётр Великий и компания "друзей".

В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значе­нию  преобразованиям петровой четверти XVIII века. За многовековую историю  существования Российского государства было проведено не мало реформ. О том, что  дали России петровские преобразования, со всей определенностью сказало время.  Известный историк и публицист М.М.Щербатов считал, что путь, пройденный страной  при Петре, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале  XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетимй. Ни Щер­ба­тов, ни  Крамзин отнюдь не питали симпатий к царю-преобразовате­лю, но жаже они должныт  были признать гигантский скачок России в годы петровских реформ. Преобразования  петра обеспечили нашей стране новое качественное состояние: во-первых,  значительно сокра­тилось от­ставание экономической и культурной жизни России от эконо­мической и культурной жизни передовы стран Европы; во-вторых, Рос­сия в  могуще­ственную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтий­ским  флотом; возросшая военная мощь позволила России в ходе Се­верной войны сокрушить  шведскую армию и флот и утвердиться на бе­регах Балтики; в-третьих, россия вошла  в число ве­ликих держав, и от­ныне ни один вопрос межгосударственных отноше­ний в  Европе не ре­шался без ее участия.  Особенность преобразова­ний состоит в том, что­они носили всеобъемлющий  характер. Степень проникновения нов­шеств в толщу старомосковского уклада жизни  была различной. В одних случаях, как, например, в быту, преобразования коснулись  узкого слоя общества, оказав влияеие, прежде всего на его "верхи". Множество  по­колений крестьян и после реформыне расстава­лись ни с бородой, ни с сермяжным  зипуном, а башмаки окончательно вытеснили лапти только в советское время. Но в  области строительст­ва вооруженных сил, струк­туры государственного аппарата,  внешней политики, промышленного развития, архитектуры, живописи, распо­странения  научных знаний, гра­достроительства новшества были столь глубокими и  устойчивыми, что позволили иным историкам и публици­стам середины прошлого века  возвести петровские преобразования в ранг "революции", а самого Петра считать  первым в России "револю­ционером", причемне ординар­ным, а "революционером" на  троне.  Петр был очень не ординарным че­ловеком. Прежде всего, поражает разносторонность  его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и  закона­дателем, его можно было встре­тить и с топором и пером в руках,  выре­зывающим новый шрифт и си­дящим за чертежом нового корабля, озабо­ченным   постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной побе­ды, за изучением  какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительст­венного  механизма обширного государства. Однако Петр великий был не только дельцом, но и  мыслителем. Его жизнь так сложилась,  что давала ему мало досуга заранее и неторопли­во обдумывать план дей­ствий,  а темперамент мало внушал и охоты к тому. Спешность дел,  неуменье,  а иногда и невозможность выжидать,  подвижность ума, не­обычайно  быстрая наблюдательность - все это приучило Петра заду­мывать без раздумья,  без колебания решаться,  обдумывать дело среди самого дела  и,  чутко угадывая требования ми­нуты,  на ходу со­ображать средства исполнения.  В деятельности Петра все эти мо­менты, так отчетливо различаемые  досужим размышлением и как бы рассыпающиеся при раздумьи, шли дружно вместе, точно вырас­тая один из другого, с органически-жизненной неразделимостью и по­следо­вательностью. Петр является перед наблюдателем в вечном пото­ке разнообразных дел, в деловом постоянном общении с множеством лю­дей, среди непрерывной смены впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим собою, в уединенном каби­нете, а не в людной и шумной мастерской.

     Это не значит, что у Петра не было тех общих руководящих поня­тий, из которых составляется образ мыслей человека; только у Петра этот образ мыслей выражался несколько по-своему,  не как подробно  обдуманный план действий или запас готовых ответов на всевозмож­ные запросы жизни, а являлся случайной импровизацией,  мгновенной вспышкой постоянно возбужденной мысли,  ежеминутно  готовой  отве­чать на всякий запрос жизни при первой с ним встрече.  Мысль его вы­рабатывалась на мелких подробностях, текущих вопросах практической деятельности,  мастеровой, военной, правительственной. Он не имел ни досуга, ни привычки к систематическому размышлению об отвлечен­ных предметах,  а воспитание не развилов нем и наклонности к этому. Но ко­гда среди текущих дел ему встречался такой предмет,  он своей прямой и здоровой мыслью составлял о нем суждение так же легко и просто, как его зоркий глаз схватывал структуру и назначение впервые встреченной машины. Но у него всегда были наготове две основы его образа мыслей и действий,  прочно заложенные еще в ранние годы  под неуловимыми для нас влияниями:  это - неослабное чувство долга и вечно напряжен­ная мысль об общем благе отечества,  в  служении ко­торому и состоит этот долг. На этих основах держался и его взгляд на свою царскую власть,  совсем непривычный древнерусскому  обществу,  но бывший начальным, исходным моментом его деятельности и вместе основным ее регулятором.  В этом отношении древнерусское политиче­ское  созна­ние испытывало в лице Петра Великого крутой перелом, ре­шительный кризис.

В его деятельности впервые  ярко  проявились  народно-воспита­тельные свойства власти, едва заметно мерцавшие и часто совсем по­га­савшие в его предшественниках. Петру удалось перевернуть в себе по­литическое сознание московского государя изнанкой на лицо; только он в составе верховной власти всего яснее понял и особенно живо по­чувст­вовал "долженства",  обязанности царя,  которые сводятся, по его сло­вам,  к "двум необходимым делам правления": к распорядку, внутреннему благоустройству,  и обороне, внешней  безо­пасности государства. В этом и состоит благо отечества, общее благо родной земли, русского народа или государства  - понятия, которые Петр едвали не первый у нас усвоил и выражал со всей ясностью пер­вичных, простейших основ общественного порядка. Самодержавие - средство для достижения этих целей. Нигде и никогда не покидала Петра мысль об отечестве; в радостные и скорбные минуты она обод­ряла его и на­правляла его действия, и о свойе обязанности служить отечеству, чем только можно, он говорил просто, без пафоса, как о деле серьезном, но единственным и необходимом. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага - такое сочетание понятий было не вполне ясно дляы обычного сознания древ­нерусского  человека и мало привычно для его обиходной житейской практики. В минуты всенародного бедствия, когда опасность грозила всем и каждому, он понимал обязанность и мог чувствовать в себе го­товность умереть за отечество, потому что, защищая всех, он защищал самого себя, как каждый из всех, защищая себя, защищал и его. Он по­нимал общее благо как частный интерес каждого, а не как общий инте­рес, которому должно жертвовать частным интересом каж­дого. АПетр именно и не понимал частного интереса, не совпадающего с общим, не понимал возможности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»