Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Аграрное право

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

императивные нормы, а общегражданское законодательство и специальные законодательные акты включают относительно больше диспозитивных норм.

В-третьих, нормы рекомендательные. Они прежде всего характерны для сохраняющего пока важное место в аграрной экономике кооперативного сектора. Традиционно используются рекомендательные акты для регулирования внутрихозяйственных и трудовых отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях), а также в сфере регулирования приватизационных процессов.

В правоприменительной практике центральное место занимают специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями) в своей деятельности.

Среди этих актов следует назвать Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации", от 9 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также имеющие рекомендательное значение, но широко используемые в практике Гражданский и Земельный кодексы; Положения о поставках продукции и товаров; Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523; Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденное Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г. № 435'. По всем упомянутым договорам разработаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые практически близки по значению к источникам права.

Материально-правовые нормы, созданные в порядке специального правового регулирования, содержатся, в частности, в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Большое развитие специальное законодательное регулирование получило в области материально-технического обеспечения АПК.

По некоторым договорам типовые и примерные формы выступают в роли основного акта специального значения. Так, закупка продукции в личных подсобных хозяйствах граждан осуществляется на основе Типового договора на закупку излишков сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, членов садоводческих товариществ.

Договоры по закупкам  и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, для государственных нужд, их характерные черты, особенности.

Реализация сельскохозяйственной продукции может опосредоваться несколькими видами договоров. Это контрактация, закупка, поставка, купля-продажа и комиссия. По договорам контрактации, закупки реализуется основная часть продукции, произведенной сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями), и значительное количество продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, членов садоводств и огородничеств, сельскохозяйственных товариществ.

В нашей стране с 1961 и до 1994 года государственные закупки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий производились по договорам контрактации, представлявшим собой заказ на необходимую государству продукцию, заключаемым хозяйствами с заготовительными организациями. До начала рыночных экономических реформ, т.е. до начала 1990-х годов договоры контрактации были в основном плановыми, базировались на обязательных для хозяйств планах государственных закупок. При этом министерства,  ведомства,   предприятия  и  организации, закупавшие сельскохозяйственную продукцию, отвечали за организацию закупок и обеспечение бесперебойного приема всей продукции, предъявляемой хозяйствами.

Сохраняет свою роль этот договор и сейчас. Ему посвящены ст.ст. 535—538 ГК РФ, в которых определено содержание договора контрактации как одного из видов договора купли-продажи, наряду с поставкой товаров, розничной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства.

Согласно ст. 535ГК РФ, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю такой продукции (контрактанту), т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

К отношениям, оформляемым договором контрактации, применяются в субсидиарном порядке нормы о договорах поставки (ст.ст. 506—524 ГК РФ), а также в соответствующих случаях ~ о поставке продукции для государственных нужд. Исторически сложилось так, что отношения по договору контрактации регулировались соответствующими положениями, утверждаемыми в ведомственном порядке.

Так, 15 ноября 1983 г. Министерством заготовок СССР и Министерством сельского хозяйства СССР были утверждены Положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции и Типовые договоры контрактации этой продукции. В последующем эти документы неоднократно дополнялись, изменялись и уточнялись.

Положение регламентировало общие для всех хозяйств и заготовителей вопросы заключения и исполнения договоров контрактации. Оно предусматривало, что договор контрактации — основной документ, определяющий права и обязанности сторон.

Каждая из сторон при заключении договора контрактации обязана соблюдать интересы другой стороны, исполнять обязанности наиболее экономичным образом, принимать необходимые меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который мог возникнуть в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах; содействовать ей в исполнении обязанностей.

Договор считался выполненным в том случае, если стороны обеспечили исполнение всех принятых на себя обязательств. Неисполнение обязательств по договору контрактации считалось нарушением государственной дисциплины и влекло за собой имущественную ответственность заготовителя и хозяйства, допустивших нарушение. Причем предусмотренные законодательством или договором санкции за нарушение договорных обязательств должны были применяться в обязательном порядке без взаимных зачетов. Отказ от предъявления санкций, а также соглашение сторон об ограничении ответственности, если размер ее точно определен законодательством, не допускались.

Договор контрактации — плановый хозяйственный договор. Он заключался на основе и во исполнение планового задания на государственную закупку сельскохозяйственных продуктов, доведенного до хозяйства в установленном порядке и в соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в данном хозяйстве. При этом хозяйства-производители в административном порядке прикреплялись к заготовителям сельскохозяйственной продукции исходя из необходимости развития прямых связей.

Договоры контрактации заключались сроком на пять лет, с разбивкой по годам, и на один год. Договор признавался заключенным с момента регистрации его в государственной инспекции по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов по району. Ассортимент, количество продукции, сроки продажи, а также другие условия ежегодно уточнялись. В свою очередь заготовительная организация обязывалась обеспечить хозяйство действующими стандартами, техническими условиями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее, по требованию хозяйства консультировала его работников по этим вопросам.

Все это было необходимо в период господства в стране командно-административной системы с ее жестким, централизованным плановым руководством.

Переход Российской Федерации от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»