Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

тоталитаризма, но и  наиболее прогрессивные представители молодой буржуазии, выражавшей общенародные интересы. Возражая против концепции разделения властей Ж.-Ж. Руссо отстаивал идею верховной власти, что, как  он считал, неизбежно вытекает из требований суверенитета народа. Руссо полагал, что различные формы деятельности государства, характеризующие его властные полномочия (законодательство, управление, правосудие), служат лишь проявлению этого суверенитета.

   Разные стороны  обеих концепций  не исключают друг друга, а сочетаются. Почти во всех современных конституциях в тех или иных формулировках говорится  и о единстве власти и о разделении властей, провозглашается власть народа и закрепляется принцип разделения властей. По традиции, идущей  от Локка и Монтескье, называются обычно три ветви власти, легализованные конституциями: законодательная, исполнительная, судебная, но в некоторых  государствах организационно-правовая сторона этой концепции подверглась модификациям.

К примеру, конституционная доктрина стран Латинской Америки исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.

В конституциях отдельных стран можно встретить упоминание о  контрольной или контрольно-надзорной власти, или же о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют также на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.

В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь прежде всего имеется в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и власть каждого из субъектов федерации.

А там, где существует должность президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти), таким образом не входящего в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.

   В основе концепции разделения властей на  эти относительно самостоятельные ветви власти лежат определенные функции, которые вытекают из основной сущности государства - осуществления  политической власти.

Деятельность государственной власти по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые и лежат в основе принципа разделения властей.

В соответствии с этим можно выделить три основные функции: законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную)  и судебную, что в принципе и отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

При этом иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная.

  Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями. Так, исполнительная власть помимо управленческой деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой степени судебные полномочия. Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную  (вопросы ответственности депутатов).

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:

n      необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью

n      необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.

Известен и является достаточно распространенным принципиально иной взгляд на рассматриваемую концепцию, в соответствии с которым разделение властей есть ни что иное, как простое разделение труда. Об этом, в частности, писали классики марксизма-ленинизма, имея в виду безраздельную принадлежность власти в капиталистических государствах буржуазии.

Таким образом с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей. Кстати говоря, величайшую заслугу отцов-основателей конституции США часто видят в создании именно такого баланса; в горизонтальном и вертикальном распределении полномочий, не допускающим с одной стороны, узурпацию власти каким-либо органом, а с другой – ослабления единой власти государства  в целом.

Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако  положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях новой Конституции.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно  без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение,  взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

Наиболее полное выражение данный принцип получил в конституции Казахстана 1995 г. (п.4 ст. 3 гласит: «Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия  их между собой с использованием системы сдержек и противовесов»).

Таким образом, каждая из трех ветвей  власти занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий органов государственной власти в установленных пределах.

2. Понятие аппарата  (механизма) государства

 и его составные части.

2.1. Основные  понятия  аппарата (механизма) государства.

Механизм государства  -  есть система государственных органов посредством которых реализуется государственная

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»