Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Идеи правого государства и его основные признаки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

я2МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

я2РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ

я2МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

я2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

я2КУРСОВАЯ РАБОТА

я2ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

я2СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

я2ПАЛЕВИЧА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

я2ТЕМА: ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

я2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

я2МАЛЬЦЕВ Г.В.

МОСКВА 1995

.

- 2 -

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

П Л А Н .

1. Введение.

2. Идеи правового государства в древности.

3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных револю-

ций.

5. Развитие концепций правового государства в России.

6. Взгляды современных исследователей государства и права

на проблему правового государства.

7. Правовое государство по Хропанюку В.Н.

8. Основы правового государства.

9. Основные признаки правового государства.

10. Заключение.

***

.

- 3 -

Правовое государство как определенная теоретическая кон-

цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную

историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно

утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в

трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу-

чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди

видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче-

рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и

понятие правовой государственности, сформировались гораздо

раньше.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс-

трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи-

мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про-

цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь-

но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой

политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ

Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право-

судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги-

ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени-

ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и

сегодня наиболее подходящим символом для правового государства)

выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ-

ального органа, но и идею справедливой государственности вооб-

- 4 -

ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представле-

ний о правовом государстве, был разработан уже античными авто-

рами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и

права(Аристотель и другие); о различении правильных и непра-

вильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в

типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, По-

либий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановлен-

ного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по ес-

тественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве

как мериле справедливости и регулирующей нормы политического

общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле наро-

да", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о

сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как

юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна-

чение приобретают проблемы политическом власти и её формально

равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис-

темы разделенных государственных властей, соответствующей но-

вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди-

ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут-

верждения новых представлений о свободе человека посредством

режима господства права и в частных, ив публично-политических

отношениях.

- 5 -

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности с позиции историзма изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории

Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу-

дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин-

цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с

тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим

образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства

он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса

о государственных формах предпочтение отдавалось республике,

так как именно республика в большей мере отвечает требованиям

равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление

многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс-

тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и

свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концеп-

ции правового государства значительный вклад внесли филосо-

фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза,

т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и

многие другие.

Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра-

вовом государстве.

- 6 -

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно-

го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо-

речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново-

го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он

считал охрану частной собственности, посредством таких правоус-

тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой

формы государства по учению Гроция является общественный дого-

вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую

форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра-

вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз-

никает как продукт общественного договора, который придает об-

ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично

передают государству свою естественную независимость, с целью

обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс-

твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который

является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем

может быть лишь народ,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»