Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

 

             ТЕМА:        КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

                          СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.

       Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспотрных средств.

    2. Экспертиза следов колес.

       Методика производства экспертизы и оформление материалов.

    3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.

       Экспертиза осколков рассеивателей фар и указателей поворотов.

       Методика производства экспертизы и оформление материалов.

    Литеpатуpа: И.И.Пpоpоков Кpиминалистическая экспеpтиза следов

                             Кpиминалистическая экспеpтиза. Выпуск 8.

                             Судебно-тpасологическая экспеpтиза. Выпуск 3.

                             Судебная тpанспоpтно-тpасологическая экспеpтиза

   * 1.

   Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распростра-

ненных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими

особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы

характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отра-

зившихся в них объектов.

   Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности

являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных

перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.

   Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть ма-

териально-фиксированные отражения единичных объектов - предметов, людей, жи-

вотных.

   Объектами экспертизы транспортных средств являются:

  - слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;

  - фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фото-

графии;

  - предметы со следами (одежда, обувь);

  - части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки

фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасоч-

ного покрытия;

  - человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и крово-

подтеков ( назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинско-

го эксперта).

   Перед экспертом-трасологом ставятся вопросы в зависимости от обектов и пре-

дмета исследования,  целей и задач исследования необходимых для разрешения

трасологической экспертизой.

   Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены экс-

перту трасологу.

   Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных

средств:

   - каким видом транспорта оставлены следы?

   - соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению

автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?

   - какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?

   - мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

   Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства:

   - не данным ли транспортным средством оставлены следы?

   - одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

   - не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

   Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям:

   - не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части де-

талей поломанным деталям данного транспортного средства?

   - не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обна-

руженные на месте происшествия и на транспортных средствах?

  *  2.  Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств

как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:

   - предварительное исследование;

   - детальное исследование;

   - оценка результатов исследования;

   - оформление материалов экспертизы;

   * На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими

материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов ука-

занных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографиру-

ет упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные матери-

алы.

    Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагности-

ческой экспертизы, выясним их особенности.

   * Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов эк-

спертизы.

   Исследование вещественных доказательств, как правило начинаются с осмотра

и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.

   При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов,

принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком

материале.

   Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая

часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена,

достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если ис-

следуемый слепок с объемного следа, важно выяснить на каком материале образо-

ван след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготов-

лен исследуемый слепок.

   Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он нахо-

дится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на

месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить

себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать

деформацию в отражении протектора.

   Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что

каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в

следах, поддаются фиксации и изучению. Это прежде всего размеры шины в целом,

ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.

В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит вы-

явить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их

сравнения со специальными справочными материалами.

    Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко от-

ражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сво-

дится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протекто-

ра, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина бе-

говой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической,

в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.

   Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора -

чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее

из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие

хотя бы некоторыми своими элементами.

   При неполном отражении в ширины беговой дорожки, но отчетливом различении

части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам от-

дельных его

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»