←предыдущая следующая→
1 2
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
кафедра “Теории и истории государства и
международного права”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Международное право”
слушателя 1 курса факультета заочного обучения
(специальность - юрисконсультская)
майора ИВАНИСОВА С.С.
тема: “ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЕННОГО МОРЕПЛАВАНИЯ”
МОСКВА - 1996
ПЛАН
1. Введение
2. Право мирного прохода военных кораблей
3. Заключение
Военное мореплавание, как составная часть судоходства, существует с древнейших времен. В те эпохи военное мореплавание осуществляемое на “праве сильного”, способствовало, с одной стороны, товарообмену, великим географическим открытиям, а с другой - работорговле, бесчисленным войнам и колониальным захватам.
В современную эпоху военное мореплавание, осуществляемое в рамках свободы судоходства, является одной из эффективных форм внешнеполитической деятельности государств. Вместе с тем государства не свободны в выборе своих действий в мировом океане. Они должны строить свои межгосударственные отношения в морском пространстве в полном соответствии с требованиями Устава ООН и принципам мирного существования, разумно учитывать заинтересованность других государств в использовании свободы открытого моря. Вследствии этого и сама свобода военного мореплавания не является абсолютной. Она также должна осуществляться с соблюдением основных принципов и норм международного права в целях содействия миру, международной безопасности и поддержанию правопорядка на морях и в океанах.
Кроме того, свобода военного мореплавания в определенной мере ограничена и другими действующими договорными нормами международного права.
А в отдельных морских районах свобода военного мореплавания регулируется национальным законодательствам пребрежных государств. На этих ограничениях и правовой регламентации военного мореплавания следует остановиться отдельно, особенно в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году.
Так, например, во внутренних и территориальных водах прибрежных государств свобода иностранного военного мореплавания как таковая отсутствует. Признавая право мирного прохода иностранных военных кораблей через территориальные воды, национальные законы и правила многих государств содержат весьма существенные ограничения, которые должны осуществляться иностранными военными кораблями осуществляющими мирный проход. Юридическая основа этих ограничений была заложена в Конвенции 1958 года “О территориальном море и прилежащей зоне”.
Но если в Конвенции 1958 года только в самой общей форме говорилось о мирном проходе и о законах и правилах прибрежного государства, относящегося к транспорту и судоходству, то в Конвенции 1982 года эти вопросы излагаются в развернутом виде.
Согласно статье 18 Конвенции 1982 года под проходом через территориальное море “понимается плавание через территориальное море с целью:
а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения”.
Таким образом, Конвенцией 1982 года предусмотрены два вида прохода через территориальное море: без захода во внутренние воды и порты и с заходом во внутренние воды и порты.
Далее, согласно статье 18 следует, что проход иностранного судна является мирный, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией 1982 года и другими портами международного права.
Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушении принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
б) любые маневры или учения с любым видом оружия;
в) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательства на оборону или безопасность прибрежного государства;
г) любой акт, направленный на на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
е) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, имиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
ж) любой акт преднамеренного и серьезного загрезнения вопреки Конвенции 1982 года;
з) любую рыболовную деятельность;
и) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
к) любой акт, направленный на создание помех функцианированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
л) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
Также в Конвенции 1982 года указывается,что в территориальных водах подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать в надводном положении и под своим флагом.
Весьма существенно расширена возможность для прибрежных государств принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу в отношении следующих вопросов:
а) безопасность судоходства и регулирования движения судов;
б) защиты новигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
в) защиты кораблей и трубопроводов;
г) сохранения живых ресурсов моря;
д) предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;
е) сохранение окружающей Среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрезнения;
ж) морских научных исследований и гидрографических съемок;
з) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.
Для этих законов существуют некоторые оговорки.
Специально подчеркивается, что такие законы и правила не относятся к проектированию, конструкции или оборудованию иностранных судов, а также к комплектованию экипажа, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
Кроме того, иностранные суда при мирном проходе должны соблюдать все законы и правила и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море. Особо указывается на возможность установления прибрежным государством морских коридоров и схем разделения движения в территориальных водах.
Все эти положения относятся в равной мере ко всем судам, в том числе и военным кораблям.
Если какой либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающиеся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|