Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Памятники права в историческом изучении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

          я2Памятники права в историческом изучении.

 

     Гражданское общество складывается из очень сложных  отно-

шений юридических,  экономических, семейных, нравственных. Эти

отношения строятся и приводятся в движение личными интересами,

чувствами и  понятиями.  Это по преимуществу область личности.

Если, однако,  при всем разнообразии движущих пружин эти отно-

шения сохраняют гармонию и складываются в порядок, это значит,

что в личных интересах, чувствах и понятиях известного времени

есть нечто  общее,  их  примиряющее  и слаживающее,  что всеми

признается за общеобязательное. Из этого вырабатываются рамки,

которыми сдерживаются частные отношения,  правила, коими регу-

лируется игра и борьба личных интересов, чувств и понятий. Со-

вокупность этих рамок и правил составляет я1правоя0;  охраняет об-

щие интересы и выражает общественные отношения,  отливая те  и

другие в  требования  и  положения,  я1обычай я0или я1законя0.  Личные

стремления обыкновенно произвольны,  личные чувства и  понятия

всегда случайны,  те и другие неуловимы; по ним нельзя опреде-

лить общего настроения, уровня общественного развития. Мерилом

для этого могут быть только отношения, признаваемые нормальны-

ми и общеобязательными, а они формулируются в праве и через то

становятся доступны изучению. Такие отношения создаются и под-

держиваются господствующими побуждениями и интересами времени,

а в  этих  побуждениях и интересах выражаются его материальное

положения и нравственное содержание.  Таким образом, памятники

права дают  изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой

жизни.

            я2Русская  Правда  как  памятник права

      В нашей исторической литературе господствует  убеждение,

что частная  юридическая  жизнь древнейшей Руси наиболее полно

верно отразилась в  древнейшем  памятнике  русского  права,  в

я1Русской Правде.

     В нашей литературе по истории русского права господствуют

два взгляда на происхождение Русской Правды.  Одни видят в ней

не официальный документ, не подлинный памятник законодательст-

ва, как он вышел из рук законодателя,  а приватный юридический


                            - 2 -

сборник, составленный  каким-то  древнерусским законоведом или

несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие

считают Русскую Правду официальным документом,  подлинным про-

изведением русской законодательной власти,  только испорченным

переписчиками, вследствие   чего   явилось   множество  разных

списков Правды,  различающихся количеством,  порядком  и  даже

текстом статей.

      Русская Правда  -  закон,  составлявшийся как Ярославом,

так и в XIIв, после его  смерти, что она представляет не везде

подлинный текст закона,а часто только его повествовательное из-

ложение, что  Русская  Правда  игнорирует  судебные  поединки,

несомненно практиковавшиеся  в  русском  судопроизводстве XI и

XII вв.,  но противные Церкви,  что Русская Правда является не

как особый самостоятельный судебник,  а только как одна из до-

полнительных статей в Кормчей,  и что эта Правда  составлялась

не без влияния памятников церковно-византийского права,  среди

которых она вращалась.

     К чему приводит совокупность этих наблюдений? Думаю,к то-

му, что читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не

княжеского, а  церковного суда,  в среде церковной юрисдикции,

нуждами и целями которой и руководствовался составитель Правды

в своей  работе.  Церковный кодификатор воспроизводил действо-

вавшее на Руси право,  имея ввиду потребности и основы церков-

ной юрисдикции,  и  воспроизводил  только  в меру этих потреб-

ностей и в духе этих основ.  Вот почему Правда не хочет  знать

поля. Потому  же  она молчит о преступлениях политических,  не

входивших в компетенцию церковного суда,  также об умычке,  об

оскорблении женщин и детей,  об обидах словом:  эти дела суди-

лись церковным судом,  но на основании не  Русской  Правды,  а

особых церковных законоположений, как увидим.

     С другой стороны,  до  половины  XI  столетия  княжескому

судье едва  ли  был  и  нужен писаный свод законов.  Княжеский

судья  мог обходиться  без такого  свода по  многим  причинам:

1) были еще крепки древние юридические обычаи,  которыми руко-

водствовались в судебной практике князь и его судьи;  2) тогда

господствовал состязательный процесс, пря, и если бы судья за-

был или  не  захотел  вспомнить  юридический  обычай,  то  ему

настойчиво напомнили бы о нем сами тяжущиеся стороны,  которые,

собственно, и вели дело и при которых судья присутствовал  бо-


                            - 3 -

лее безучастным зрителем или пассивным председателем,  чем ру-

ководителем дела;  наконец, 3) князь всегда мог в случае нужды

своей законодательной  властью  восполнить  юридическую память

или разрешить казуальное недоумение судьи.

     Но если  княжеские  судьи  до половины или до конца XI в.

могли обходиться без писаного свода законов, то такой свод был

совершенно необходим  церковным  судьям.  Со  времени принятия

христианства русской   Церкви   была   предоставлена   двоякая

юрисдикция. Она,  во-первых,  судила всех христиан, духовных и

мирян, по  некоторым  делам  духовно-нравственного  характера,

во-вторых, некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам

церковным и нецерковным,  гражданским и уголовным. Эти некото-

рые христиане,  во  всех делах подсудные Церкви,  образовывали

особое церковное общество,  состав которого скоро увидим. Цер-

ковный суд  по  духовным  делам над всеми христианами произво-

дился на основании Номоканона,  принесенного  из  Византии,  и

церковных уставов,  изданных  первыми  христианскими  князьями

Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским де-

лам, простиравшийся только на церковных людей, должен был про-

изводиться по местному праву и вызывал потребность в  письмен-

ном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда. Не-

обходимость  такого свода  обуславливалась  двумя   причинами:

1) первые церковные судьи на Руси, греки и южные славяне, нез-

накомы были с русскими юридическими обычаями;  2) этим  судьям

нужен был  такой  письменный свод туземных законов,  в котором

были бы устранены или, по крайней мере, смягчены некоторые ту-

земные обычаи, особенно претившие нравственному и юридическому

чувству христианских судей,  воспитанных на византийском  цер-

ковном и гражданском праве. В самом языке Русской Правды можно

найти некоторые указания на то, что она вышла из среды, знако-

мой с  терминологией  византийского  и  южнославянского права:

так, встречаем чуждое русскому языку слово братучадо в  значе-

нии двоюродного  брата,  представляющее  довольно механический

перевод термина византийских кодексов,  также слово  вражда  в

смысле пени  за  убийство или вообще судебного

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»