Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Правовые и политические учения в Древнем Риме

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Министерство образования Украины

Донецкий Государственный Технический Университет

кафедра культурологии

Реферат на тему:

"Правовые и политические учения в Древнем Риме"

Факультет: ХТФ

Группа: ЭП-96

Студент: Морозов Валентин Владимирович

Донецк, 1996

стр. 1

Содержание:

1. Общая характеристика основных направлений

политической и правовой мысли в Древнем Риме.

2. Учение Цицерона о государстве и праве.

3. Политико-правовые воззрения римских стоиков.

4. Учение римских юристов о праве.

стр. 2

1. Общая характеристика основных направлений

политической и правовой мысли в Древнем Риме.

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает

целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения

в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 -

51О гг. до н. э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.), им-

ператорский (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.). Причем единая Римская

империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную

(столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и

последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала

до 1453 года.

Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме раз-

вивались на протяжении его долгой истории в условиях острой борьбы

между различными слоями населения - патрициями и плебеями,

нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами

(приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных

низов), свободными и рабами.

В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самос-

тоятельными субъектами политической и правовой жизни и оставались

лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть

развертывалась внутри привилегированного меньшинства.

Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самос-

тоятельных политико-правовых концепций и программ, однако они,

нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого строя,

несомненно, оказывали влияние на развитие политической и правовой

идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании

к "проблеме рабов", которая характерна для ведущих теорий Древнего

Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего хри-

стианства.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным

воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечатель-

но, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали состав-

ления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские

посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно

с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы

при составлении важного источника древнеримского права - знаменитых

3 а к о н о в ХII т а б л и ц (первые десять таблиц были приняты в

451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449

гг. до н. э.).

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме

того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков,

Полибия и многих других греческих мыслителей.

Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура, пред-

ставления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначаль-

ного естественного состояния до создания упорядоченной политической

жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере

государства и права были восприняты и развиты Т и т о м Л у к р е -

ц и е м К а р о м (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме "О

природе вещей".

В своих теоретических построениях римские авторы использовали

естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике

и политической справедливости, о формах государства, о смешанной

форме правления и т. д.

Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ог-

раничивались лишь простым заимствованием положений своих предшес-

твенников, а применяли их творчески и развивали дальше с учетом

специфических социально-политических условий и задач римской дейс-

твительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея

стр. 3

взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и

новое выражение в трактовке Цицероном государства как публич-

но-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном

индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами)

при создании, по существу, новой концепции - понятия юридического

лица (правовой личности, персоны).

Значительным достижением древнеримской мысли было создание

самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно раз-

работали обширный комплекс политико-правовых проблем в области общей

теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин

(гражданского права, государственного и административного права,

уголовного права, международного права).

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту

новую, отличную от древнегреческой, историческую и социаль-

но-политическую реальность, в обстановке которой они жили и дейс-

твовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного произ-

водства, кризис полисного устройства государства и старой полисной

идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики

к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной

власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда и станов-

ление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ

существовавшего строя, они вместе с тем в теоретическом отношении

внесли своим творчеством заметный вклад в историю учений о государ-

стве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее раз-

витие политикоправовых учений в средневековье и новое время.

2. Учение Цицерона о государстве и праве.

М а р к Т у л л и й Ц и ц е р о н (106 - 43 гг. до н. э..)

знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В

его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам

государства и права. Специально эти вопросы освещены им в работах "0

государстве" и "0 законах ". Целый ряд политико-правовых проблем он

рассматривает и в других произведениях (например, "Об обязаннос-

тях"), а также в многочисленных политических и судебных речах.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние

народа (res populi). Причем он подчеркивает, что "народ не любое со-

единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со-

единение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»