←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Министерство образования Украины
Донецкий Государственный Технический Университет
кафедра культурологии
Реферат на тему:
"Правовые и политические учения в Древнем Риме"
Факультет: ХТФ
Группа: ЭП-96
Студент: Морозов Валентин Владимирович
Донецк, 1996
стр. 1
Содержание:
1. Общая характеристика основных направлений
политической и правовой мысли в Древнем Риме.
2. Учение Цицерона о государстве и праве.
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков.
4. Учение римских юристов о праве.
стр. 2
1. Общая характеристика основных направлений
политической и правовой мысли в Древнем Риме.
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает
целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения
в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима.
Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 -
51О гг. до н. э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.), им-
ператорский (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.). Причем единая Римская
империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную
(столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и
последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала
до 1453 года.
Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме раз-
вивались на протяжении его долгой истории в условиях острой борьбы
между различными слоями населения - патрициями и плебеями,
нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами
(приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных
низов), свободными и рабами.
В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самос-
тоятельными субъектами политической и правовой жизни и оставались
лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть
развертывалась внутри привилегированного меньшинства.
Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самос-
тоятельных политико-правовых концепций и программ, однако они,
нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого строя,
несомненно, оказывали влияние на развитие политической и правовой
идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании
к "проблеме рабов", которая характерна для ведущих теорий Древнего
Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего хри-
стианства.
Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным
воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечатель-
но, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали состав-
ления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские
посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно
с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы
при составлении важного источника древнеримского права - знаменитых
3 а к о н о в ХII т а б л и ц (первые десять таблиц были приняты в
451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449
гг. до н. э.).
Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме
того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков,
Полибия и многих других греческих мыслителей.
Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура, пред-
ставления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначаль-
ного естественного состояния до создания упорядоченной политической
жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере
государства и права были восприняты и развиты Т и т о м Л у к р е -
ц и е м К а р о м (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме "О
природе вещей".
В своих теоретических построениях римские авторы использовали
естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике
и политической справедливости, о формах государства, о смешанной
форме правления и т. д.
Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ог-
раничивались лишь простым заимствованием положений своих предшес-
твенников, а применяли их творчески и развивали дальше с учетом
специфических социально-политических условий и задач римской дейс-
твительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея
стр. 3
взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и
новое выражение в трактовке Цицероном государства как публич-
но-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном
индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами)
при создании, по существу, новой концепции - понятия юридического
лица (правовой личности, персоны).
Значительным достижением древнеримской мысли было создание
самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно раз-
работали обширный комплекс политико-правовых проблем в области общей
теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин
(гражданского права, государственного и административного права,
уголовного права, международного права).
Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту
новую, отличную от древнегреческой, историческую и социаль-
но-политическую реальность, в обстановке которой они жили и дейс-
твовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного произ-
водства, кризис полисного устройства государства и старой полисной
идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики
к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной
власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда и станов-
ление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ
существовавшего строя, они вместе с тем в теоретическом отношении
внесли своим творчеством заметный вклад в историю учений о государ-
стве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее раз-
витие политикоправовых учений в средневековье и новое время.
2. Учение Цицерона о государстве и праве.
М а р к Т у л л и й Ц и ц е р о н (106 - 43 гг. до н. э..)
знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В
его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам
государства и права. Специально эти вопросы освещены им в работах "0
государстве" и "0 законах ". Целый ряд политико-правовых проблем он
рассматривает и в других произведениях (например, "Об обязаннос-
тях"), а также в многочисленных политических и судебных речах.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние
народа (res populi). Причем он подчеркивает, что "народ не любое со-
единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со-
единение
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|