Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Правовые системы мира

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

фабричной обуви. В этом один из секретов законодеятельности англичан.

    В Англии,  как ни в одной другой стране,  можно делать что угодно,

не  подвергаясь  расспросам,  упрекам,  не  вызывая  сплетен и даже не

привлекая удивленных взглядов.  Зато при любом правонарушении путь  от

полицейского  до  суда  и  от  суда  до тюрьмы здесь куда короче,  чем

где-либо еще".я52

    Ясно, что  судебная практика является неотъемлемой частью правовой

жизни,  а право применения - одно из необходимых условий существования

права   вообще.   В   странах   с   англо-американским  правом  первая

непосредственно влияет на развитие права.

    "Законодательное право не исключает судейского. Оно само нуждается

в судейском  праве,  чтобы  не  окаменеть".  Когда  судья  подчиняется

закону,  он  делает это бездумно,  автоматически,  не в коем случае не

отклоняясь от буквы закона.

    В зависимости  от  того,  как  правовая система отражает настоящие

отношения,  можно судить о том,  насколько  она  развита.  Демократизм

законодательства  позволяет  судьям  вести себя более активно в рамках

общей связанности с законом  и  влиять  этим  на  дальнейшее  развитие

права.

    В Украине судебный прецедент не является источником права,  но  он

непосредственно влияет на ее национальную правовую систему. К судебной

практике и прецеденту можно подходить с двух сторон. По опыту 70-80-ых

_______________________________

я51я0 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник

- М.: Юридическая литература, 1993, с. 27-28.

я52я0 Прайс Кольер (США). Англия и англичане с американской

точки зрения, 1912.

годов,   когда   в  брежневскую  конституцию  была  включена  норма  о

применение судебной практики,  мы можем говорить о том, что это далеко

не всегда возможно,  так как руководствуясь все той же практикой у нас

за хозяйственные преступления могли приговорить даже к смертной казни.

    На мой взгляд,  в Украине судебная практика может стать источником

права только тогда,  когда законодательство будет  отвечать  интересам

личности, а не велениям времени и интересам политиков.

     я_3. Мусульманская правовая система

     Правовые системе 45 афро-азиатских государств  (  от  Марокко  до

Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее

мусульманскими  считаются  33  страны  (  Иран,  Афганистан,   Турция,

государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и

т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам

провозглашен в конституциях государственной религией.

   Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день

являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.

   Мусульманское право как система образовалось  еще  в  VII-X  вв.  в

Арабском   Хамефате.   Основное   содержание  мусульманского  права  -

вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно

религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.  Мусульманское

право распространяется только на мусульман.  Но все равно,  даже в тех

странах,   где   мусульмане   есть   основной  частью  населения,  оно

дополняется законами и обычаями,  кодифициpуется  и  модифицируется  в

связи  с  возникающими  новыми  общественными отношениями.  Вследствие

этого   выполняется   религиозное   мусульманское   право   и    право

мусульманских государств.

   В 1869-1877 гг.  в качестве гражданского кодекса Османской  империи

была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до

1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее

действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.

   "Во второй  половине  XIX  века  в   мусульманских   странах   были

применяемы    уголовные,    торговые,    процессуальные    и    другие

законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских

стран.   Мусульманское   право   играло   роль   регулятора  семейных,

наследственных и некоторых других отношений".я51

   Отличительной чертой  мусульманского  права  является  то,  что оно

представляет собой одну  из  многих  сторон  религии  ислама,  которая

устанавливает   определенные  правила  и  объект  верования,  а  также

указывает верующим  на  то,  что  можно  делать,  а  что  нельзя.  Так

называемый  путь  следования  ("Шар"  или  "Шариат") и состовляет само

мусульманское право,  а оно-то  уже  и  диктует  мусульманину  правила

повдения в соответсвии с религией.

   "В основе мусульманского права лежит четыре источника:

     1) Священная книга Коран,  состоящяая из высказываний Аллаха, об-

ращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

     2) Сунна  -  сборник  тардиционных правил,  касающихся действий и

высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

     3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупынх  уче-

ных-мусульманистов;

     4) Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,

     которые  не  охватыавются  предидущими источниками мусульманского

     права.  Таким суждениям предается законный,  общественный  харак-

     тер"я52

    Интересным фактом  является  то,  что  нормы  шариата  выполняются

населением  мусульманских  стран  и  воспринимаются  как  обязательные

правила поведения.  Интересно также и то,  что "мусульманское правовое

развитие  арабских  стран  осущетсвляется  прежде всего через правовую

идеологию   и   писхологию...   Сфера   мусульманского   права,    как

идеологического  фактора  оказывается  значительно шире,  нежели рамки

применения его конкретных нормативных предписаний".я53

    С самого  начала  ислам  определял  не  только религиозный ритуал,

_______________________________

я51я0 БСЭ - М.: 1975, т. 20, с.203.

я52я0 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное

пособие для высших учебных заведений. ( под редакцией

В.Г.  Стрекозова) - М.: И.П.П. "Отечество", 1993, с.146

я53я0 "Советское государство и право". Издательство "Наука",

ь1, 1979, Сукиянен А.Р. "Мусульманское право как объект

общей теории права"; с.49.

догматические и культовые особенности,  но социальные институты, формы

собственности,    особеннности    права,    философии,   политического

устройства,  этики,  морали  и  соцальной  психологии,  хотя  духовная

сторона  стяла  все  же  на  первом месте.  В отличии от христианства,

которое отделилось от государства еще XVI-XVII веках после  буржуазных

революций,  ислам  и  по  сей  день является государственной религией.

Ислам как система общественно-религиозных взглядов  соединяет  в  себе

элементы:  религиозный  культ  и  свод  духовно-этических определений;

p

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»