быть определены как исторически
изменчивое, антисоциальное
явление общества, состоящее из совокупности
всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем регионе. Структура
правонарушений характеризуется
соотношением видов (групп)
правонарушений, классифицируемых по
различным основаниям и признакам: характеру
регулируемых отношений, степени общественной опасности,
субъектам, распространенности (по количеству,
времени, регионам) и др.
Подобная
классификация всей массы правонарушений
по многочисленным критериям
возможна по мере развития соответствующих
исследований в отдельных областях права и широкого использования компьютерной
техники.
Применительно
к областям регулируемых отношений
правонарушения различаются соответственно отраслям законодательства:
гражданские, трудовые, уголовные, административные, процессуальные и др.
С
учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две
группы: преступления и иные
правонарушения ( проступки, деликты ) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением встает
проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести границу между ними весьма и весьма не просто.
Эта
проблема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, когда готовится
проект нового уголовного законодательства. Сложность
этой задачи состоит в том, что речь идет о сходных по своему характеру
явлениях. И решаться она должна не
иначе как в соответствии с
законом, не нарушая основных принципов
законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.
Из
сопоставления соответствующих статей
Уголовного законодательства и Законодательства об административных правонарушениях
видно, что и преступления и административные
правонарушения посягают на одинаковые по своему
характеру объекты,
именно в этом прежде всего состоит общественная опасность -
признак, определяющий их материальную сущность.
Задачи административного и уголовного законодательств
состоят в охране от посягательств одних
и тех же объектов.
Единая
сущность административных
правонарушений и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством: "не является преступлением действие или бездействие хотя формально и
содержащее признаки какого-либо деяния,
предусмотренного уголовным законом,
но в силу
малозначительности не представляющее общественной опасности"
(ст. 7 Уголовного Кодекса РСФСР). Тот же принцип выражен и в ст. 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях:
"при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное
лицо), уполномоченный решать дело,
может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя
из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и
административным проступком заключается в различной степени их общественной
опасности. Эта степень
определяется интенсивностью
посягательства, реально наступившими или потенциально опасными общественными
последствиями.
Вот
тот критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и
преступления. Будучи совершенным даже
при определенных отягчающих
обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как
преступление, если его качественная определенность и
степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно
повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться
таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
Вопрос
о том увеличивает ли повторное совершение административного проступка
общественную опасность деяния и личности нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой
изменение юридической природы самого
проступка и служить
основанием для признания
его преступлением, и, следовательно,
для применения к виновному уголовного наказания должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правонарушения
повторно может быть отнесено лишь к бстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, преступление не
есть сумма проступков. Наличие административного взыскания
за предшествующий проступок может относиться лишь к
личности правонарушителя, и никак не
повышает степени общественной опасности.
Кроме того, согласно общему принципу права
"лицо, подвергнутое в установленном законом порядке
наказанию, не может быть наказано за то же деяние". С общепризнанным
положением о том, что
"уголовной ответственности и наказанию
подлежит лишь лицо,
виновное в совершении преступления"
(ст. 3 Уголовного Кодекса РСФСР ), не согласуются нормы административного
законодательства, предусматривающие
наложение уголовной ответственности за повторно совершенное
административное правонарушение.
Вместе
с тем, имеет смысл установить новые, более четкие критерии разграничения преступлений от сходных административных
проступков, то есть должны быть учтены такие
обстоятельства, которые, значительно
повышая степень общественной опасности правонарушения,
действительно превращают его в преступление.
Так, например, в Указе ПВС РСФСР от 21.11.88г. "нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности"
считается административным проступком,
а "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за
собой возникновение пожара, причинение вреда здоровью людей или крупный
ущерб" - преступлением. Это позволит
законодательству стать более
стабильным, менее подверженным всякого
рода изменениям.
Кроме
приведенного выше разделения
по степени общественной опасности существуют и другие
основания классификации правонарушений. Основываясь
на наличии экономических, социальных,
политических отношений общества, различают три вида правонарушений:
в области экономических
отношений (собственность