Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Предмет, понятие, метод и система криминологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

ВОЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

         КАФЕДРА   УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ   ДИСЦИПЛИН 

 

                                                                            Экз ь _____                                                                                  

      

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры  УПД

полковник юстиции

                             С.Яковлев

                                                                "       "                         1995г.

                                      Л Е К Ц И Я

 Тема ь 1.   ПРЕДМЕТ,   ПОНЯТИЕ,   МЕТОД И  СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ.

Учебные и воспитательные цели:

1. Дать курсантам  основные понятия криминологии как науки   и   учебной  дисциплины,  как  фундамента теоретических знаний для изучения  этого специального курса.

 2. Воспитывать у курсантов необходимость применения  комплекса получаемых знаний в системе с другими учебными дисциплинами, изучаемыми в МВИ ПВ РФ.

.Время:    2 часа.

                                 М О С К В А  -  1995 г.

                                                                     П   Л   А   Н

          Введение   ( 10 минут ).....................................................стр.

          Учебные вопросы :

1. Понятие криминологии и ее предмет ..................................стр.

2. Методология и задачи криминологии .................................стр.

3. Система криминологии и ее связь с другими науками.........стр.

           Заключение (5 минут ).................................................стр.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

Криминология М., Изд.Московского университета, 1984, с.с.5-18;

Криминология М., Юридическая литература, 1988, с.с.3-16;

Криминология М.,Академия МВД СССР, 1984, с.с.9-54;

Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература, 1980, с.с.1-39.

           Учебно-материальное обеспечение:

- трибуна лектора;

- фондовая лекция;

- схемы.

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире. 

Общее представление о содержании данной науки  можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение).  Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин  "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности". Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это - весьма общее понятие.

ВОПРОС 1. Понятие криминологии и ее предмет.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце  девятнадцатого столетия. Сначала под ним  понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время  специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления  включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915)  Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса  об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки  о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах  ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как Вы можете заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать  эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно  рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч.  лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались:  преступность, причины и условия  преступности, личность преступника, предупреждение преступности. В учебнике, по которому предстоит учиться Вам их последовательность несколько изменена, что практически не меняет сути. Изучаемые составные предмета криминологии расположены в следующей последовательности:

1.ПРЕСТУПНОСТЬ (сущность и ее закономерности).

Криминология изучает преступность  как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»