←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
TOC
\o "1-3" Оглавление__________________________________________________________ PAGEREF _Toc446133876 \h 2
Введение____________________________________________________________ PAGEREF _Toc446133877 \h 3
1. Понятие и пути реализации права__________________________________ PAGEREF _Toc446133878 \h 5
1.1 Понятие реализации права__________________________________ PAGEREF _Toc446133879 \h 5
1.2. Пути реализации
права__________________________________________ PAGEREF _Toc446133880 \h 9
2. Формы реализации
права__________________________________________ PAGEREF _Toc446133881 \h 13
2.1. Понятие и виды форм
реализации права__________________________ PAGEREF _Toc446133882 \h 13
2.2. Применение права
как особая форма реализации права_____________ PAGEREF _Toc446133883 \h 16
Заключение________________________________________________________ PAGEREF _Toc446133884 \h 22
Список использованной
литературы__________________________________ PAGEREF _Toc446133885 \h 25
Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делает их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
Еще в период перестройки, одна из центральных проблем с которой столкнулось общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны перемены в экономической, политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться лишь получив одобрение законодательств власти. Вместе с тем в правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков построение правового государства невозможно.
Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов.
Объектом исследования в данной работе является процесс исследования путей и форм реализации права.
Предметом исследования является само право.
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике путей и форм реализации права.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие реализации права и выявить пути реализации права.
2. Изучить понятие форм реализации права и рассмотреть основные формы их реализации.
В связи со всем изложенным, перейдем к более обширному рассмотрению темы: Реализация права: Понятия, пути и формы.
Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовых норм состоит в их влиянии на общественные отношения. Если норма содержит предписание или дозволение, то их еще предстоит реализовать в общественных отношениях. Норма, не оказавшая влияние на общественные отношения, безрезультатна, неэффективна, она не реализована. Реализовать право можно, только применяя его. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Пути, конкретные средства реализации права различны: они зависят прежде всего от того, в какой именно области общественных отношений применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод) и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы). Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах: реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а их обоих – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории реализация норм должна рассматриваться прежде всего как поведение людей.
Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается. Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона, закона правового и неправового.
Административно-командная практика и нормалистическая теория не знали, на первый взгляд, этой проблемы. Правом считалась совокупность норм, значит, всякий закон – правовой, неправовой закон невозможен. Далее подразумевалось, что почти весь народ поддерживает и одобряет законы, активно претворяет их в жизнь.
Так было не всегда. В период до XX съезда КПСС, до развенчания сталинизма, когда тоталитаризм функционировал в наиболее открытой насильственной форме, принимаемые решения, как правило, претворялись в жизнь. Причин было две. Одна внутренняя: вера людей в государство и его решения, вторая внешняя: массовое применение принуждения и насилия. Как только ходом истории сталинизм был разоблачен и отвергнут обе причины отпали. И тогда начался длительный процесс расхождения между словом и делом, между нормой и ее претворением в жизнь. К началу 80-ых годов невыполнение законов, их иллегитимность стали очевидными. Они не они не преодолены до сих пор. В основе неисполнения законов и сейчас лежит их иллегитимность, безразличное отношение многих людей к принимаемым законам. Добровольно законы не исполняются, а время массового принуждения и насилия ушло.
Как добиться реализации законов, их поддержки людьми, их легитимности? Легитимны могут быть только законы, воплощающие основные
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|