Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Право /

Теория государства и права

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА.К признакам права можно отнести следующие:

1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общест­ва на определенной ступени его развития. 2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разно­видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные отношения); в) поведение субъектов общественных отношений. 3. Содержание права определяется потребностями общественного разви­тия 4. Право-  средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса соци­альных интересов 5. более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что оз­начает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от сво­ей сущности. 6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нор­мативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого опре­делены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяе­мость). Нормативность формируется как. ре­зультат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей..7 Действие права основано на принципе применения равных мер к участни­кам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей 8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре­деленных официальных формах 9. С точки зрения внутренней организации право есть система, cостоящая из элементов,  взаимодействующих друг с другом. 10. Право общеобязательно. 11. Право тесно связано с государством. 12. Право охраняется государственным принуждением. 13.в понятие права вводится понятие правонарушения', оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. Право есть оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социаль­но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

 

2. ФОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. выделяют внутреннюю форму права, под которой по­нимают форму его внутренней организации, способ связи элементов. Формы внешнего выражения норм права -источниками пра­ва. Выделяют источники права в фор­мальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле, источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле — пра­вовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.Исторически первой формой права- правовой обычай — санкционированный государст­вом. Государственное санкционирование обычая производ двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния. Второй вид источников права - судебный прецедент. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нор­мы. Прецеденты устанавливаются высшими судебными инстанциями. В сфере управленческой деятельности государства источником права мо­жет быть административный прецедент. Суд прецедент - это ре­шение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного  дела и ста­ло юридическим правилом. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-пра­вовой договор. Нормативно-правовым догово­ром выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юриди­ческие правила.Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-пра­вовой акт. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (пра­вовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источни­ком норм являются общие принципы права.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в стра­нах с так называемым “писаным” правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты- он является од­ним из источников юридических норм и разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: а) содержит юридические нормы; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой деятельности государства, которую имену­ют правотворческой. Нормативно-правовой акт- официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства; б) в порядке делегированного законодательства; в) в пороядке референдума. Основная задача нормативно-правового акта, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведе­ния адресатов. Виды нормативно-правовых актов- законы и подзаконные нормативно-правовые акты. |   Закон обладает признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) должен отражать волю и интересы общества в целом; Законы делятся на конституционные и обыкно­венные. Обыкновенные законы дел на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные и законы субъектов Федерации.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

4. ПРАВО И ЗАКОН. Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом. В контексте данной проблемы под “законом” следует понимать не закон в строгом, а все официальные источники юридических норм (зако­ны, указы, постановления и др.). Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе­ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправмым за­коном и выражать политический произвол. 1. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания. 2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. 3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - “неправовым законом”.

5. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. Норма- мера, правило, образец, стандарт. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерно: 1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей; б) общественные отношения; в) поведение людей. 2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание; 3. Нормативность. Она  проявляется и в неоднократности действия социальных норм. 4. Социальные нормы есть меры свободы индивида. 5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер. 6. Процедурность. то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм. 7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»