←предыдущая следующая→
1 2
Конспект лекций по Теории Государства и Права.
Тема «Теория Государства и Права как юридическая наука».
n Предмет ТГиП
n Метод ТГиП
n Система теории ТГиП
n Функции ТГиП
n Место ТГиП в системе юридических наук.
Предмет (что изучает)- закономерности возникновения функционирования и развития государственно-првовых явлений.
Отличие ТГиП от других наук состоит в том,что она изучает предмет как абстракцию (Не интересуют детали)
Прикладные науки -фиксирование данных окружающего мира.
Теоритические науки -объяснение явлений (формируют законы).
Все науки делятся на дискрептивные и прескрептивные.
Дискрептивные (описательные) науки занимаются предметами окружающей действительности такими,как они есть.
Прескрептивные (нормативные) формируют представление о том,каким этот мир должен быть. Естественные науки-прескрептивные.
Философский пазетиризм-направление философской мысли,заключается в том,чтобы перевести методологию познания естественных наук на изучение общественных процессов и явлений.Возник в 19 веке. Любое знание должно быть подвергнуто научной проверке (верификации). Если все знания поддаются проверке,то наука дискрептивная.
2 течения в изучении ТГиП:
Пазитивистское (ТГиП должна заниматься гос-вом и правом такими как они есть)
Непозитивистское (должна формулировать некие представления о том,какими гос-во и право должны быть)
Методы научного познания.
Индукция -от частного к общему.(путем изучения отдельных предметов)
Дедукция -от общего к частному.
Метод компаративистики (сравнения). Существует в двух формах:
компаративный -несколько различных государств в одну эпоху.
Истолрический метод-история гос-в в одно время.
Система ТГиП.
n Теория гос-ва. (Общее учение о государстве)
n Теория права (догма права,юридич. Догматика)
n Философия (изучает как сущностьГос-ва и права,характер их взаимосвязи).
Функции.
n познавательная: антологическая (наука о сущем),эвристическая (формирование новых знаний).
n идеологическая
n прогнозтическая (прогнозы)
n методологическая
Тема: «Основные концепции происхождения гос-ва и права.»
1.Теологическая теория. 13в. Августин,Аквинский.
Объясняет происхождение государства и Права божественной волей. Теорию нельзя доказать т.к. вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовнии Бога.
2.Патреархальная теория. 3 в до н.э. Аристотель.Михайловский.
Гос-во возникает из разрастающейся семьи. Глава семьи становится главой государства -монархом. Нет ни одного исторического свидетельства.
3.Органическая теория. 19в. Спенсер,Вормс.
Человечество возникло как результат эволюции животного мира- от низшего к высшему.
4.Теория насилия. 19в. Гумплович.
Объясняли возникновения гос-ва факторами военно-политического характера. Завоеванием племенем другого.Подчинение слабого сильному.
5.Психологическая теория. 19в. Петражицкий.
Потребность человеческой психики подчиняться и руководить.
6.Теория общественного договора (естественного права). 17-18в. Руссо,Радищев. Государство-результат общественного договора. Народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
7.Историко-материалистическая теория. Маркс,Энгельс.
Государство-результат экономического развития общества.Общественное разделение труда и появление частной собственности приводит к расколу общества на классы с разными экономическими интересами.
Тема: «Типы правопонимания».
Классический легистский пазитевизм.
Сер 19в. Остин,Пьер.
Содержания права-в законе.
Закон-любой властный акт,определяющий правило поведения,данный государством и обеспеченный силой.
Право производно от государства.
Право-приказ государства,это все то,что государство обеспечивает принудительной силой.
Социологический позитевизм.
Основной источник права- преценденты.
Правовая норма- решение суда. Закон-не право.,Право-интерпретированные нормы закона,данные судом,принудительное поддерживание общественных отношений.
Государство принимает активную роль в жизни общества.В процессе формирования права учитываются общественные отношения. Отличие от кл.лег.поз-вооплощение права в жизнь,правореальность.
Легистский позитевизм. 19в
Право - специфическая соц. Реальность,формируется из реальной жизни.
Норма права-правило поведения,поддерживающаяся принудительной силой.
Конституция-основной закон страны,кот. Предписывает как должны действовать гос. органы.
Право- опред. Система правил поведения,установленная в определ. порядке. Порядок определяется конституцией.
Естественно правовая школа.
Право-не просто правило поведения,это справедливость. Право связано с волей Бога.
Либертарное правопонимание.
Основа-ценность свободы.
Феноменология права.Или право как явление.
Право как явление имеет 2 стороны:
-содержание (совокупность элементов,из которых оно складывается (правовая норма,субъективные права).
Правовая норма- общеобязательное формально определенное зафиксированное правило поведения,которое адресовано не конкретному человеку,а нескольким конкретным лицам.
Субъективное право- право конкретного субъекта,т.е. его притязания на определенные социальные блага (на определенную меру свободы,на свободную самореализацию).С точки зрения либертарного правопонимания правовая норма производна от субъективного права.
Правовые нормы и субъективные правы существуют в 3-х формах:
n правоотношения (разновидность соц. деятельности)(фил.)
n правосознание (осознанная людьми правовая норма)
n юридический текст (способ закрепления правовой нормы.Юридический текст принято называть источником права).
Понятия государства.
Государство- население определенной территории,объединенное публичной политической властью.(Страна)
Государство- определенная организация публичной полит власти (совокупность органов и лиц,обладающих властными полномочиями.)
Публичная политическая власть.
Власть- способ реализовывать свою волю в соц жизни в том числе против воли других людей.
Публичная- власть распространяется на все население,наход на определенной территории.
Социологическое понятие гос-ва.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|