Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Правоохранительные органы /

Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

просуществовала до конца70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали называть “Суд и правосудие в СССР”. Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название - “Правоохранительные органы в СССР”. В 1992 г. по известным причинам из него “исчезло” упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.

Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только о каком-то одном или двух правоохранительных органах - судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления.

Однако в целом система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализации замыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительное внимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

§ 4. Соотношение дисциплины “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами

“Правоохранительные органы” - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести “Конституционное право”, в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституций республик в составе Российской Федерации, других российских законов, в том числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной “Административное право”, одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе “Административного права”. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина “Правоохранительные органы” связана с дисциплиной “Уголовный процесс”, основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т. е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом -защитником обвиняемого и следователем.

“Правоохранительные органы” как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом “Гражданский процесс”, который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также “Прокурорский надзор” - предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины “Правоохранительные органы” - темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное – о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина “Правоохранительные органы” и от таких юридических дисциплин, как “Общая теория государства и права” и “Отечественная история государства и права”. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

'Рекомендуемые правовые источники

Конституция РФ - ст. 7, 45, 71, 72 и 114.Закон о Конституционном Суде - ст. 1 (РГ. 1994. 23 июля).Закон о безопасности - ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769).Закон об арбитражном суде - ст. 1 (ВВС. 1991. № 30. Ст. 1013;1992. № 24. Ст. 1353, 1992. № 34. Ст. 1965; 1993. № 32. Ст. 1236).Закон о прокуратуре - ст. 1 и 2 (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366).Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” от 13 марта 1992 г. - ст. 11 (ВВС. 1992.№ 33. Ст. 1912).

В последние годы это официальное издание неоднократно переименовывалось. До мая 1990 г. оно называлось “Ведомости Верховного Совета РСФСР”,до февраля 1992

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»