Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Правоохранительные органы /

Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней), и законодательство субъектов Российской Федерации, включая их конституции и уставы. Федеральные законы, как и Конституция РФ, имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Они принимаются Государственной Думой (а иногда и Советом Федерации) и начинают действовать после подписания их Президентом РФ. В актах этого уровня и решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, которым доверяется осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

При характеристике закона как источника правовой регламентации следует иметь в виду, что в свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты, именовавшиеся положениями, которые имели и продолжают иметь практически ту же юридическую силу, что и законы. К их числу можно отнести, например. Положение о квалификационных коллегиях, Положение о квалификационной аттестации судей. Положение об адвокатуре РСФСР, Положение о военной прокуратуре и Положение о военных трибуналах.

Пределы полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов такого рода. К примеру, они вправе издавать законы, дополняющие и развивающие Основы законодательства о нотариате, по вопросам организации адвокатуры.

Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить Указ Президента РФ “Об утверждении Положения о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации” от 5 января 1994 г., Указ Президента РФ “Об утверждении Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации” от 12 февраля 1993 г.

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указами распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах,

Правительство, как и Президент, может, в частности, утверждать положения о правоохранительных органах, которые возглавляются членами Правительства - министрами. Так, постановлениями Правительства были утверждены Положение о Министерстве юстиции РФ и Положение о Министерстве внутренних дел РФ.

К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты). Издаются они руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство - они обязательно должны согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т. д.

Значительное число ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к судам и другим правоохранительным органам, издается Министерством юстиции РФ. Оно, к примеру, утвердило инструкции по делопроизводству в общих судах основного и среднего звеньев, об исполнительном производстве, о порядке учета нормативных актов в судах и органах юстиции, о статистической отчетности.

Такого рода акты в пределах своей компетенции издают руководители и других правоохранительных органов. По ряду вопросов ведомственные акты утверждаются одновременно несколькими руководителями таких органов. Они утвердили, в частности, инструкции по вопросам возмещения ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и судов, и по вопросам работы с вещественными доказательствами в судах и других правоохранительных органах.

Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Оформляются эти разъяснения постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только общими и военными судами, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго – всеми арбитражными судами. Некоторые из этих постановлений имеют отношение к организации судов. В настоящее время продолжают действовать многие руководящие разъяснения, которые давались Пленумом Верховного Суда СССР, если они не противоречат российским законам и вопросы, которые были решены в них, не истолкованы иначе в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен нравом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой приостановление действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ, и понуждение компетентного органа отменить его или изменить, Естественно, такое решение может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов. В качестве примера вполне уместно привести постановление Конституционного Суда РФ от 16 апреля 1993 г., в котором получил соответствующее разрешение вопрос о порядке обжалования дисциплинарных взысканий и увольнений, которым подвергаются работники прокуратуры.

С относительно недавних пор, как отмечено выше, начали приобретать новое звучание общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Раньше соответствующие положения становились обязательными к исполнению после того, как их переносили в действующие в стране законы. Непосредственно они не применялись. Теперь они в силу приведенной выше ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют преимущество перед российскими законами. А это значит, что если при разбирательстве дела, скажем, в суде обнаружится противоречие между законом и международным соглашением, то решение должно выноситься в соответствии с последним, а не в соответствии с действующим законом. Другими словами, по своему юридическому значению положения международного права стали более весомыми, чем предписания российских законов.

Иногда среди источников, касающихся правоохранительной деятельности и соответствующих органов, упоминается документ, именуемый Концепцией судебной реформы в РСФСР. Этот документ был одобрен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. Но он не является правовым актом, обязательным к исполнению. В нем содержатся данные, характеризующие состояние правоохранительной системы в наши дни, показываются ее недостатки и обозначаются некоторые ориентиры для устранения этих недостатков.

Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы преодолеть это,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»