Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Правоохранительные органы /

Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

существующих научных определений понятия "административное задержание", можно отметить, что в большинстве из них выделяются его наиболее существенные признаки:

-  основание административного задержания;


- цели, достижению которых служит данный правовой институт;

- принудительный характер этой меры воздействия;

- круг субъектов, правомочных применять задержание,

- сфера деятельности и характер полномочий субъектов;

- сроки и порядок производства задержания.

Развернутое понятие административного задержания содержится, на­пример, в определении Гижевского В. К., раскрывающем в основном содержание этого института; "...административное задержание - это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномо­ченными на то представителями органов государственного управле­ния... в пределах и порядке, установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного производства по делам об административных правонарушениях и при­влечения виновного к ответственности". п

Из приведенной характеристики административного задержания сле­дует, что оно является наиболее суровой и жестко регламентированной законом мерой из всех администрагивно-обеспечитепьных мер. Его при­менение непосредственно затрагивает права и свободы личности (в ряде случаев срок задержания нарушителей в специальных помещениях со­ответствующих органов может достигать 10 суток)."1 В связи с этим осо­бое значение приобретает требование обеспечения законности при ис­пользовании этой меры, в первую очередь, соблюдение целей, основа­ний и порядка ее производства.

Цели административного задержания как меры обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях закрепле­ны в ряде законодательных актов. Ст. 33 Основ, например, предусмат­ривает, что административное задержание наряду с другими мерами допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами в целях пресечения административных правонарушении, состав­ления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмот­рения дел и исполнения постановлении по делам об административных правонарушениях. Ст. 239 КоАП РСФСР, конкретизируя эти положения, гласит, что данные меры применяются в целях пресечения администра­тивных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; ус­тановления личности, составления протокола об административном пра­вонарушении при невозможности составления его на месте, если оно является обязательным; обеспечения своевременного и правильного рас­смотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.1

Личный досмотр и досмотр вещей

Досмотр как мера обеспечения производства по делам об админи­стративных правонарушениях. Досмотр в самых общих чертах можно определить как меру административного принуждения, используемую в процессе


правоохранительной деятельности и состоящую в принудитель­ном обследовании тела человека, его одежды или вещей с целью выявления фактов совершения правонарушения. По объекту исследова­ния следует различать личный досмотр и досмотр вещей.

При личном досмотре обследуется тело человека, его одежда с целью выявления предметов и документов, свидетельствующих о фак­тах совершения административного правонарушения. Объектом обсле­дования при досмотре могут быть различные вещи, находящиеся в соб­ственности или владении граждан. В случаях, прямо предусмотренных законом, объектом досмотра могут стать транспортные средства.

Досмотр, используемый в процессе правоохранительной деятельнос­ти, может выполнять различные функции: предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и иных общественно опасных деянии, обеспечения производства по делам об административных правонару­шениях.

Так, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов - мера административного предупрежде­ния. Она носит четко выраженный превентивный характер и применя­ется при отсутствии фактов правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей, осуществляемые на предприятиях и в организациях, на которых установлен контрольно-пропускной пункт, выполняет в первую очередь функции выявления и пресечения мелких нарушении государственного или общественного имущества.

Основания производства личного досмотра и досмотра вещей как административно-обеспечительной меры определены законом - Кодек­сом РСФСР об административных правонарушениях. Ими являются, во-первых, совершение деяния, которое в соответствии с законом признается административным правонарушением, и, во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность (или допустимость) применения досмотра в связи с совершением данного конкретного вида правонарушения.1

В соответствии с действующим законодательством личный досмотр может применяться в связи с совершением мелких хищений, нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, по борьбе с наркоманией и проституцией, а также антиалкогольного законодатель­ства. Личный досмотр и досмотр вещей могут быть произведены в связи с совершением ряда нарушений установленных правил приобретения, хра­нения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов. В част­ности, при нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия, правил хранения или перевозки огнестрельного гладкостволь­ного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, имеющими разрешение органов внутренних дел на хранение оружия; нарушении установленных сроков регистрации (перерегистрации) гражданами ог­нестрельного оружия или правил постановки его на учет, а так


же стрель­бы из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах; в случаях уклонения от регистрации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов.

В обязательном порядке производится личный досмотр администра­тивно задержанных - перед водворением в комнату для административ­но задержанных и административно арестованных — перед выдворе­нием в камеру, а также лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель, с целью выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в местах содержания этих лиц.

Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей и документов как мера административного воз­действия носит комплексный характер.

Изъятие может применяться в качестве предупреждения (например, изъятие оружия у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, сис­тематически нарушающих общественный порядок или употребляющих наркотические вещества без назначения врача, у страдающих психичес­кими заболеваниями лиц); пресечения (например, в целях обеспече­ния безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров, воз­душных судов и членов экипажей этих судов органам внутренних дел предоставлено право проведения досмотра пассажиров с целью обнару­жения и изъятия опасных веществ и предметов, на провоз которых рас­пространяются специальные требования, или предметов, запрещенных к перевозке воздушным судном29, а также меры обеспечения производ­ства по делам об административных правонарушениях); самого изъятия вещей и документов до рассмотрении дела об административном право­нарушении в соответствии со ст. 239 КоАП РСФСР.

В последнем случае изъятие вещей и документов представляет собой административно-процессуальную меру, выражающуюся в действиях, направленных на задержание предметов, явившихся орудием или непо­средственным объектом административного правонарушения, до рас­смотрения дела об административном правонарушении.(33

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»