Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Правоохранительные органы /

Правоохранительные органы

 

Юридический институт МВД РФ

Контрольная работа                                вариант № 6 :

       по курсу :

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

                        группа : 9707

                       зачетка : № 156

выполнил слушатель : Бойчук Александр Леонидович

Тула 1999

План работы :

1. Теоретический вопрос.  …………………………………………………………. 2

      Вывод …………………………………………………………………………….5

      

2. Задача № 1. ………………………………………………………………………..6

      Вывод  ……………………………………………………………………………8

3. Задача № 2. ………………………………………………………………………..9

     Вывод …………………………………………………………………………….10

Список используемой литературы …………………………………………….. 10

 Теоретический вопрос.

1.           Изобразите в виде схемы систему органов прокуратуры Российской Федерации.

2.           Как вы полагаете, почему Главный  военный прокурор подчиняется гражданскому лицу – Генеральному прокурору Российской Федерации ?

Структура прокуратуры Российской Федерации

Генеральная Прокуратура РФ

Военные прокуратуры округов флотов армий

Военные прокуратуры гарнизонов, войсковых частей

Прокуратуры за надзором в ИТУ

Межрегиональные, районные,

городские

прокуратуры

Прокуратуры Субъектов

Федерации

Спецпрокуратура

Природоохранная прокуратура

Региональная транспортная прокуратура

Транспортные прокуратуры субъектов федерации

Главная Военная прокуратура

Блок-схема: альтернативный процесс: Структура прокуратуры Российской ФедерацииБлок-схема: процесс: Генеральная Прокуратура РФПодпись: Военные прокуратуры округов флотов армийПодпись: Военные прокуратуры гарнизонов, войсковых частейПодпись: Прокуратуры Субъектов
Федерации
Подпись: СпецпрокуратураПодпись: Региональная транспортная прокуратураПодпись: Транспортные прокуратуры субъектов федерации Подпись: Главная Военная прокуратура


             Рассматривая вопрос о том почему Главный военный прокурор подчиняется гражданскому лицу – Генеральному прокурору Российской Федерации обратимся к ст. 129 Конституции РФ :

       1.  Прокуратура   Российской   Федерации   составляет   единую   централизованную  систему  с  подчинением  нижестоящих  прокуроров   вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

       2. Генеральный  прокурор Российской  Федерации назначается  на   должность  и  освобождается  от  должности  Советом  Федерации  по   представлению Президента Российской Федерации.

       3.  Прокуроры   субъектов  Российской   Федерации  назначаются  Генеральным прокурором  Российской Федерации  по согласованию с ее   субъектами.

       4.   Иные   прокуроры   назначаются   Генеральным   прокурором  Российской Федерации.

       5. Полномочия,  организация и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации определяются федеральным законом.

         Полномочия,  организация  и порядок  деятельности  прокуратуры   определяются   Федеральным   законом   "О  прокуратуре  Российской  Федерации”

  В   указанных  выше  целях  прокуратура  Российской  Федерации   осуществляет:

·        надзор  за  исполнением  законов федеральными министерствами и   ведомствами,      представительными      (законодательными)      и   исполнительными органами субъектов Российской Федерации,  органами   местного  самоуправления,  органами военного управления,  органами  контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

·        надзор  за  соблюдением  прав  и свобод  человека и гражданина   федеральными   министерствами   и ведомствами,   представительными  (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,  органами военного   управления,  органами  контроля,  их должностными лицами,  а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих   организаций ;

и т.д.

            В   соответствии   с конституционным  положением  о том,   что   прокуратура     Российской     Федерации     составляет     единую   централизованную   систему  с подчинением  нижестоящих  прокуроров   вышестоящим  и Генеральному  прокурору  России в разделе II Закона  определены система и организация прокуратуры Российской Федерации. И как уже выше было отмечено систему прокуратуры России составляют Генеральная прокуратура   Российской   Федерации,    прокуратуры   субъектов   Федерации   и   приравненные  к ним  прокуратуры,  прокуратуры  городов и районов,   другие территориальные,  а также военные и иные специализированные   прокуратуры.

           Из  федерального закона «О прокуратуре» видно :

·        ст. 14. пункт 1. Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации возглавляет   Генеральный прокурор Российской Федерации;

·        ст. 14. пункт 6. В  Генеральной  прокуратуре Российской Федерации образуется   на правах структурного подразделения Главная военная  прокуратура,   возглавляемая   заместителем   Генерального  прокурора  Российской   Федерации - Главным военным прокурором;

·        и также как и в конституции в статье 13 Закона “О прокуратуре”, нашло свое отражение конституционной нормы :

Ш     пункт 1. Прокуроры  субъектов  Российской  Федерации  назначаются на   должность   Генеральным   прокурором   Российской   Федерации   по   согласованию   с   органами   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,   определяемыми   субъектами    Российской   Федерации. Прокуроры субъектов   Российской   Федерации подчинены и   подотчетны   Генеральному   прокурору   Российской   Федерации   и   освобождаются им от занимаемой должности.

Ш     пункт 2. Прокуроры  городов и районов,  прокуроры специализированных   прокуратур назначаются на должность и освобождаются  от  должности   Генеральным   прокурором   Российской   Федерации,   подчинены   и   подотчетны  вышестоящим  прокурорам   и   Генеральному   прокурору   Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Прокуратура РФ – единая централизованная система в которую входит Генеральная прокуратура , в которой на правах структурного подразделения входит Главная военная  прокуратура,   возглавляемая   заместителем   Генерального  прокурора  Российской   Федерации - Главным военным прокурором. Учитывая, то что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим – можно сделать вывод о том, что Главный военный прокурор подчиняется Генеральному прокурору Российской Федерации.

Все вышерассмотренное является – теоретическими выкладками , т.к мы все наблюдаем возникший вопрос о «человеке похожем на генерального прокурора» и каким образом проявил себя как «подчиненный» ему – Главный военный прокурор. Что это ?  Правовой беспредел или правовая неурегулированность ? Об этом наверное будут рассуждать историки.

Задача № 1

    Ученики 8 класса Бойко, Саблин и др. находясь в нетрезвом состоянии, в подвале дома № 8 по ул. Лесной, изнасиловали несовершеннолетнюю Юрко. По ходатайству администрации школы районный суд рассмотрел уголовное дело в актовом зале школы, в которой учились подсудимые. В процессе присутствовали учителя, родительский комитет, учащиеся школы.

    Оцените действия суда. Каково значение выездных судебных заседаний ?

В статье 123 п.1. Конституции РФ сказано:

       Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в   закрытом  заседании   допускается   в   случаях,   предусмотренных   федеральным законом .

Данная статья рассмотрена в комментариях к Конституции РФ:

       Гласность      судебного     разбирательства     в    качестве   конституционного принципа установлена ч.  1 ст.  123. Сущность   указанного   принципа   заключается   в том,   что  суд   рассматривает  уголовные,  административные  и гражданские  дела в   открытом судебном заседании. Каждый гражданин может свободно войти   в  зал  судебного  заседания  и находиться в нем во время слушания дела. Присутствующие во время судебного рассмотрения дела граждане не  должны  нарушать порядка судебного заседания и мешать слушанию  дела. В противном случае к нарушителям дисциплины в зале судебного   заседания во время слушания уголовного дела,  например, могут быть   приняты меры, предусмотренные ст. 263 УПК, в виде удаления из зала   суда или штрафа.

       В   определенных   законом   случаях  судебный  процесс  может   проходить в закрытом судебном заседании. Закрытое  судебное  заседание допускается по мотивированному  определению  суда или постановлению судьи по делам о преступлениях  лиц,  не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и по другим делам в целях предотвращения разглашения интимных сторон жизни участвующих в деле лиц.

       На   закрытое   судебное  заседание  не  допускаются  публика,   представители   средств   массовой   информации.   Слушание   дела   происходит  в закрытом заседании с соблюдением всех процессуальных   норм  судопроизводства.  Приговор  суда во всех случаях оглашается   публично.

 

      Далее обратимся к статье 228. УПК РФ (Разрешение  вопросов,  связанных  с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании) :

       Признав возможным назначение судебного заседания, судья обязан  также разрешить следующие вопросы:

      п. 1) о месте и времени судебного разбирательства;

      п. 6) о  рассмотрении  дела  в  закрытом  судебном  заседании   в  случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Кодекса.

       В  комментариях к данной статье даны следующие разъяснения по вышеперечисленным пунктам статьи :

       1. Судебное разбирательство, по общему правилу, производится в  помещении суда,  которому подсудно  дело. Однако  дело может  быть  рассмотрено и в  выездном судебном заседании  по месту  совершения  преступления, по месту работы обвиняемого, потерпевшего, по  месту  проживания большинства свидетелей  и т.п.   При определении  места  рассмотрения  дела  судья  может  учесть  ходатайства   прокурора,  обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса.

      16. В случаях, предусмотренных  ч. 2 ст.  18, судья  принимает  решение о  рассмотрении дела  в закрытом  судебном заседании.  При  решении данного  вопроса  судья учитывает  ходатайства  прокурора, обвиняемого и других участников процесса.

   В ст.18 УПК РФ  сказано (Гласность судебного разбирательства):

      Закрытое судебное разбирательство,  допускается по   мотивированному  определению суда или постановлению судьи по делам   о преступлениях лиц,  не достигших шестнадцатилетнего возраста, по  делам  о  половых  преступлениях,  а также по другим делам в целях   предотвращения разглашения сведений  об  интимных  сторонах  жизни   участвующих в деле лиц.

       Слушание дел  в  закрытом  заседании  суда  осуществляется   с   соблюдением всех правил судопроизводства.

       Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.

Данная статья прокоментирована следующим образом :  

       4. Гласность    судебного   разбирательства,   предоставляющая   гражданам,   достигшим    шестнадцатилетнего    возраста,    право   присутствовать  в  зале  судебного  разбирательства,  не исключает  права и обязанности суда (судьи) решить  вопрос  о  том,  в  какой  аудитории  должно рассматриваться дело,  а в необходимых случаях и  пригласить  тех  лиц,  для  которых   воспитательное   воздействие  рассматриваемого   дела   может  оказаться  наиболее  желательным. Осуществление принципа  гласности  сочетается,  таким  образом,  с  целенаправленным воздействием судебного процесса на граждан.

       8. Принимая  решение о рассмотрении дела в закрытом заседании,   суд (судья) стремится обеспечить  наиболее  благоприятные  условия  для   всестороннего  и  полного  исследования  всех  обстоятельств   совершенного преступления.

       11. При  рассмотрении  судами дел об изнасиловании или об иных   половых преступлениях следует в каждом случае обсуждать  вопрос  о   необходимости  проведения  закрытого  судебного заседания в полном   объеме   или   частично,   с   учетом   требований   уголовно    -   процессуального  законодательства,  принимать  необходимые  меры к   тому, чтобы лица моложе шестнадцати лет, не являющиеся участниками   процесса,  не находились в зале судебного заседания, а выступающие по делу в качестве свидетелей лица после их допроса  удалялись  из зала судебного заседания.

       12. В законе нет специальных указаний,  может ли суд допускать   посторонних,  не  участвующих  в  деле  лиц  в  закрытое  судебное  заседание. Представляется, что с учетом целей проведения закрытого   разбирательства  суд  вправе разрешить представителям общественных   объединений  или  иным  лицам  (родственникам  несовершеннолетнего   подсудимого,   потерпевшего   и  др.)  присутствовать  в  судебном   заседании, разъяснив им недопустимость разглашения исследуемых при   закрытых дверях обстоятельств.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод :

       Несовершеннолетние Саблин и Бойко совершили половое преступление. На основании вышеизложенных норм, следует, что лица не участвующие в судебном заседании, моложе шестнадцати лет не могут быть допущены в зал судебного заседания, а на практике не допускают и ранее восемнадцати лет. Само участие данных лиц в процессах подобного рода ограничивается только дачей показаний им зале суда, после чего данное лицо удаляется из зала.

       Как уже было сказано при рассмотрении дел об изнасиловании рассматривается вопрос о закрытом судебном заседании, что влечет собой ограничение лиц присутствующих в зале судебного заседания.

       С учетом того, несовершеннолетние не могут быть допущены в зал судебного заседания (а основной смысл данного выездного судебного заседания полагает их участие в нем – показать на примере их товарищей о недопустимости совершения преступлений) - теряется смысл выездного судебного заседания его основной роли – предупредительно - профилактического воздействия, т.е. действия суда можно оценить как необоснованные – лишенные всякого смысла с практической точки зрения.

О роли выездных судебных заседаний говорят многие документы, так в ст.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.08.86 N 2 говорится :

 - Судам    следует    повысить    качество   профилактической  деятельности по делам о правонарушениях,  связанных с пьянством  и алкоголизмом,   активно   использовать   в   воспитательных  целях возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных  заседаниях непосредственно на предприятиях,  в учреждениях, организациях и по  месту жительства правонарушителей.

      В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений  и других правонарушений” пункт 9 также говорится :

- Рекомендовать   судам   принять   дополнительные   меры   к  расширению и  укреплению  связи   с   трудовыми   коллективами   и   общественными   организациями,   содействуя  их  непосредственному   участию в работе по устранению причин и условий,  способствовавших   совершению  преступлений  и  иных  правонарушений.  В  этих  целях   повысить  внимание  к  таким   формам   профилактической   работы,   обеспечивающим  расширение  гласности  судебной деятельности,  как   рассмотрение  наиболее  актуальных  дел  в  выездных   заседаниях,   привлечение   к   участию   в  судебных  процессах  представителей   общественности,  сообщения  о  рассмотренных  делах   в   трудовых   коллективах,   более  полное  использование  возможностей  средств   массовой информации.

Т.е. как мы видим основная роль выездных судебных заседаний – это роль предупредительно-профилактического воздействия направленная на практических примерах разъясненить о недопустимости совершения преступлений, правонарушей, воспитания в гражданах духа правового сознания.

Задача № 2

       В Краснопресненском районном народном суде постановлением судьи на директора завода «Каучук» Ивлева наложен штраф за то, что он запретил народному заседателю Кузнецову явиться в суд для участия в уголовном процессе.

      Прав ли народный судья ?

Уголовное   судопроизводство   -  одно  из  важных  средств   реализации судебной власти.

   Согласно  ст.  118  Конституции  правосудие  в   Российской Федерации   осуществляется  только  судом,  а  судебная  власть  -  посредством конституционного,  гражданского,  административного  и  уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только   Конституции РФ и федеральному закону. В   ст.  1  Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе  Российской  Федерации"  устанавливается,  что  судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей  и привлекаемых в установленном  законом  порядке  к  осуществлению правосудия  присяжных,  народных  и  арбитражных  заседателей. Судебная   власть  самостоятельна  и  действует независимо от законодательной и исполнительной  властей.  В  своей  деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не  подотчетны.

    В статье 15. УПК РФ (Состав  суда  при  рассмотрении  уголовных  дел  и коллегиальность в осуществлении правосудия) сказано, что народные заседатели  при  осуществлении  правосудия пользуются   всеми правами судьи.  Они равны с председательствующим в  судебном   заседании  в  решении всех вопросов,  возникающих при рассмотрении   дела и постановлении приговора.

    Далее в статье 165.2.  КоАП РФ (Воспрепятствование  явке  в  суд  народного или присяжного заседателя) сказано:

    Воспрепятствование должностным лицом под каким бы то  ни  было  предлогом  явке  в  суд  народного  или  присяжного заседателя для  выполнения возложенных на него обязанностей  -   влечет наложение штрафа в размере до ста рублей.

Вывод:

На основании изложенного можно сделеать вывод о том, что решение судьи о наложении штрафа на директора завода Ивлева является правильным , т.е. в соответствии со ст.165.2 КоАП РФ он воспрепятсвовал Кузнецову для выполнения возложенных на него обязанностей , пренебрег его статусом.

Также можно дополнить, что законодательство наделяет народых заседателей гарантиями в области трудового права:

Статья 111. КЗоТ. (Гарантии  для  работников  на  время  выполнения  государственных или общественных обязанностей) гласит :

       На время   выполнения   государственных    или    общественных  обязанностей,    если   по   действующему   законодательству   эти  обязанности  могут  осуществляться  в  рабочее  время,  работникам  гарантируется  сохранение  места  работы  (должности)  и  среднего   заработка.

Средний заработок сохраняется в случаях  выполнения  следующих   государственных или общественных обязанностей в рабочее время:

п. 3) явки  по  вызову  в   органы   дознания,   предварительного  следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта,  специалиста,  переводчика,  понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей,  общественных  обвинителей и общественных защитников, представителей общественных  организаций и трудовых коллективов.

Список используемой литературы.

1. Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93

2. «Российская газета» № 30, 17.02.99

3. «Комментарий к Конституции РФ» – М., 1997  с.134

4. Федеральный закон «О прокуратуре» от 10.02.1999

5."Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993",-М., 1994.

6. УПК РФ ,ред.от 04.01.99

7."Научно-практический комментирий к уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева - М, 1997., с.46

8. СПС «Консультант +» ver.6.10 от 10.08.1999

9. Закон "О судебной системе  Российской  Федерации" от 31.12.96



См: Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93

См: «Российская газета» № 30, 17.02.99

См: «Комментарий к Конституции РФ» – М., 1997  с.134

Федеральный закон «О прокуратуре» от 10.02.1999

См: Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93

СПС «Консультант +» ver.6.10 от 10.08.1999          УПК РФ ,ред.от 04.01.99

"Научно-практический комментирий к уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева, В.П.     Божьева - М, 1997., с.239

СПС «Консультант +» ver.6.10 от 10.08.1999          УПК РФ ,ред.от 04.01.99

"Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993" – М., 1994.с.235

"Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993" – М., 1994. С.339

СПС «Консультант +» ver.6.10 от 10.08.1999

"Научно-практический комментирий к уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева - М, 1997., с.46


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»