←предыдущая следующая→
1 2 3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИИ
Информационно-аналитическая справка на тему:
«Аналитическая психология»
Научный руководитель: Самарин А.Н.
Выполнил: Аверьянов Алексей,
1 МЭО, 4-ая ак. группа.
СОДЕРЖАНИЕ:
Часть1. Введение.
Часть 2. Психотерапия и мировоззрение.
Часть 3. Психоанализ.
Часть 4. Коллективное бессознательное.
Часть 5. Совесть с психологической точки
зрения.
Часть 6. Заключение.
Часть1. Введение.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.
Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.
Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.
Часть 2. Психотерапия и мировоззрение.
Психотерапия выросла на почве сугубо практических вспомогательных методов, вследствие чего долгое время испытывала трудности в осмыслении собственных идейных оснований. Постепенно психотерапия освободилась от круга медицинско-терапевтических представлений. Она осознала, что имеет мало общего с физиологическими предпосылками, и что её больше интересуют психические процессы.
Под психотерапией понимается психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Но психику нельзя лечить, не рассматривая её в целом, не дойдя до её последних и глубочайших оснований так же, как нельзя лечить больное тело, не учитывая целостности его функций. Надо также учитывать, что элементарные психические состояния теснейшим образом переплетаются с физиологическими телесными процессами.
Уже первые вторжения находившейся в процессе становления психотерапии в психологическую область привели её в столкновение с глубинной проблемой противоположности. Дело в том, что структура психики настолько контрадикторна, что нет ни одного психологического всеобщего утверждения или определения, которому тут же не нашлось противоположного.
Вследствие
противоположности психики возникает большое количество мировоззренческих
споров. Мировоззренческий спор – это задача, которую неизбежно выдвигает сама
психотерапия. Юнг говорит: «психотерапевтическое искусство требует умения
выявить и занять четкую позицию, достойную веры, умения обнаружить
окончательные убеждения, доказывающие свою прочность тем, что помогают снять
невротическую расщеплённость у самого терапевта или не дать ей возникнуть»
Мировоззрение оказывает решающее воздействие на судьбу психики. Мировоззрение – это сложнейшее образование, представляющее собой полюс, противоположный полюсу, связанному с физиологией психики. По мнению Юнга, психотерапевт,
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|