Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Категории этики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

        В рамках проекта "Работай головой!"

 

                     КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

     Культура поведения  человека есть внешнее выражение его

духовного богатства,  умения общяться с людьми. Правила, ре-

гулирующие  поведение  человека  в обществе,  создавались на

протяжении многих столетий. они возникли в связи с необходи-

мостью упорядочить общение людей,  сделать его более органи-

зованным, приятным и красивым.

     Нередко о воспитании человека судят лишь по  его  мане-

рам.  Но  не одни лишь внешние атрибуты воспитанности воспи-

танности отличают культурного человека.

     Какие качества присущи культурному,  воспитанному чело-

веку?  Образованность,  профессионализм, высокая духовность,

порядочность, интеллигентность.

     Мы говорим о культуре труда,  быта, культуре общения, а

не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном

человеке должны сочетаться нравственные и этические  качест-

ва.

     Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых

основан этикет - свод правил, регулирующих внешние формы по-

ведения человека. Это честь, совесть, порядочность - качест-

ва которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здо-

ровьем,  ибо без них нет человека в настоящем, высоком пони-

мании этого слова.

     Хорошие манеры составляют  как  бы  оправу  драгоценных

граней души,  среди которых самые привлекательные - доброже-

лательность,  тактичность, деликатность, благородство, чест-

ность.

     Выручить из беды,  бескорыстно помочь в трудную минуту,


                           - 2 -

пожертвовать для другого,  даже не очень близкого, а порой и

незнакомого человека чем-то важным,  не поскупиться для него

на время,  хлопоты, труды - все это норма поведения для вос-

питанных, благородных людей. Предупредительные, любезные лю-

ди  существовали,  конечно,  всегда.  Они  есть и среди нас.

Только теперь из-за дефицита душевности эти качества как  бы

девальвировались, и нужно позаботиться о том, чтобы они ста-

ли достоянием каждого человека.

     Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каж-

дого человека,  это поможет в значительной степени  изменить

взаимоотношения  людей.  Значит,  исчезнут многие поводы для

плохого настроения,  которое иногда возникает  у  нас  из-за

грубости,  невоспитанности  окружающих.  Вот почему культуру

поведения надо воспитывать с юных лет и  сохранять  приобре-

тенные навыки всю жизнь.

     Общаясь с людьми,  надо учитывать их психический склад,

внутренний мир и для каждого пытаться найти правильную линию

поведения. Общение с недоверчивым человеком требует осторож-

ности,  терпения.  С  капризными людьми необходимы спокойный

тон и игнорирование  их  капризов.  Самодовольных  осаживает

ирония,  но  неразумно пользоваться ею,  когда имеешь дело с

застенчивым человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновен-

ной реакции,  и трудно надеяться,  что холерик в критической

ситуации останется невозмутимым.

     Не менее важно и понимание того, что происходит в нашей

собственной психике,  когда мы ссоримся, миримся, испытываем

симпатии и антипатии. Хорошо, если мы пытаемся в этом разоб-

раться. Это первый шаг к управлению собой.


                           - 3 -

     Некоторые люди  имеют  врожденную предрасположенность к

бурным эмоциональным реакциям. Но путем самовоспитания можно

достичь  известной  сдержанности,  позволяющей предотвращать

эмоциональные взрывы. И даже если эмоциональная взрывчатость

есть проявление болезненного состояния,  невроза, то и тогда

человек должен стремиться контролировать себя.

     Воспитанный человек всегда вежлив,  деликатен, доброже-

лателен по отношению к окружающим людям. Ему присуща тактич-

ность. Он правильно реагирует на поведение другого человека,

понимает его состояние,  готов поддержать в трудную  минуту,

избегает разговоров, которые могут быть неприятны кому-либо,

не показывает свое превосходство, не демонстрирует свое бла-

гополучие в присутствии людей,  которым менее повезло.  Так-

тичный человек не демонстрирует ни чрезмерной  симпатии,  ни

своей явной неприязни к отдельным людям,  потому что это мо-

жет поставить в неудобное положение не только их, но и окру-

жающих. Нередко граничит с бестактностью выставление на все-

общее обозрение своих интимных чувств,  чрезмерное любопытс-

тво,  чтение чужих писем.  Недопустимо высмеивать физические

недостатки людей,  подслушивать чужие разговоры, писать ано-

нимные письма.

     Важнейшее качество  воспитанных  людей  -   скромность.

Скромный человек самокритичен и требователен к себе,  не пе-

реоценивает свои возможности и способности. Он не стремиться

выделиться  внешне:  не  наденет  кричащей одежды,  не будет

громко разговаривать в автобусе, не станет хвастаться своими

заслугами. Но чрезмерная скромность, застенчивость не всегда

хороши. Застенчивый человек склонен недооценивать свои силы,


                           - 4 -

трудно  входит в коллектив,  боится взяться за ответственное

дело.

     Многие молодые люди думают,  что уважение,  вежливость,

такт, предупредительность необязательны по отношению к роди-

телям.  Это горькое заблуждение! Юноша, который считает ниже

своего достоинства  убрать  квартиру,  приготовить  завтрак,

сходить в магазин, бесцеремонно включающий компьютер в любое

время,  даже тогда, когда домашние отдыхают, далек от идеала

культурного человека,  если даже и обладает эрудицией, хоро-

шими манерами.

     Привлекательнейшее из  достоинств  -  искренность. 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»