Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Личность: проблемы науки или искусства?

Г. Олпорт.

Личность: проблема науки или искусства?

Психология личности: тексты. М., 1982.

С. 208-215.

 

Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению личности:  литературный и психологический.     

Личность - реальная,  существующая, конкретная часть психической жизни, существующая  в формах строго единичных и индивидуальных. Художники творят; психологи только собирают. Единство образов, внутренняя последовательность даже в тончайших деталях И нагромождение плохо согласованных данных. Литература и психология являются конкурентами, двумя методами, имеющими дело с личностью. Метод литературы — это метод искусства; метод психологии — это метод науки. 23 столетия назад Феофраст использовал метод, который психологами найден только сейчас: метод выявления — с помощью соответствующих воздействий и соответствующих ответов — главных черт характера. Первый   урок,   который   психология   должна получить, у литературы, это кое-что о природе существенных, устойчивых свойств, из которых состоит личность. Используя возможности лаборатории и контролируемого внешнего наблюдения, психология сможет гораздо точнее, чем литература, установить для каждого индивидуума четкий набор различных жиз­ненных ситуаций, которые для него эквивалентны, а также четкий набор ответов, имеющих одинаковое значение. Следующий важный урок из литературы касается внутреннего содержания ее произведений. Каждое действие кажется отражением и завершением одного, хорошо вылепленного характера. Эта внутренняя логика поведения определяется теперь как самоконфронтация. Но метод самоконфронтации едва начинает применяться в психологии. Однажды, комментируя описание характера, Честертон заметил: “Она выпивала, но автор не знал об этом”. Не все личности имеют базисную целостность. Конфликт, способность к изменению, даже распад личности — обычные явления. Описание характеров Диккенсом —хороший пример сверхупрощения. У них никогда не бывает внутренних конфликтов, они всегда остаются тем, что они есть. Они обычно противостоят враждебным силам среды, но сами по себе совершенно постоянны и цельны. Психология из-за отсутствия интереса и ограниченности методик, в общем, терпит неудачу в рас­крытии или исследовании той целостности и последовательности характеров, которые в действительности существуют. Величайший недостаток психолога в настоящее время — это его неспособность доказать истинность того, что он знает. Вместо то­го чтобы стремиться превзойти писателей в этом деле, он обычно находит безопасное убежище в чащобах статистической корреляции.  Будучи запуганы инструментами естественных наук, многие психологи отвергают свой собственный разум. Итак, психология нуждается в методиках самоконфронтации — методиках, посредством которых может быть определено внутреннее единство личности. Следующий важный урок для психологов, который они должны извлечь из литературы,— как сохранить непрерывный интерес к данной индивидуальности на длительный период времени Огромное ко­личество психологов в качестве профессионалов никогда в действи­тельности не видели индивидуума. Наука, утверждают они, имеет дело только с общими законами. Индивидуальность — это помеха. Необходима универсальность. Эта традиция привела к созданию огромной, неясной психоло­гической абстракции, называемой “обобщенно-зрелая-человеческая психика”. Человеческая психика, конечно, не такова, она существует только в конкретной, очень личностной форме. Писатели прекрас­но знают, что психика существует только в единичных и особенных формах. Наука всегда имеет дело с общим, искусство — всегда с особенным, единичным. Личность никогда не “общее”, она всегда “единичное”. Психологи не лучше других разбираются в людях. Они и не особенно проницательны, и не всегда способны дать консульта­цию по проблемам личности. Психологическая наука оказала свое влияние и на автобиографию. Было много попыток объективного самоописания и самообъяснения.

Три урока, которые психолог может почерпнуть из литературы для улучшения своей работы.

Первый урок—это концепция относительно природы черт, которая широко встречается в литературе. Второй урок касается метода самоконфронтации, который хорошая литература всегда использует, а психология почти всегда избегает. Третий урок призывает к более длительному интересу к одной личности в течение большего периода времени. У психологии имеется целый ряд потенциальных преимуществ по сравнению с литературой. Она имеет строгий характер, который компенсирует субъективный догматизм, присущий художественным описаниям. Психологу сильно надоели произвольные метафоры литературы. Писателю, далее, разрешается, и он даже поощряется в этом, развлекать и занимать читателей. Он может передавать свои собственные образы, выражать свои собственные пристрастия. Психологу, с другой стороны, никогда не разрешается развлекать читателя. Его успех измеряется более жестким критерием, чем восторг читателя. Собирая материал, писатель исходит из своих случайных на­блюдений жизни, обходит молчанием свои данные, отбрасывает неприятные факты по своей воле. Психолог должен руководствовать­ся требованием верности фактам, всем фактам; от психолога ожидают, что он может гарантировать, что его факты взяты из проверяемого и контролируемого источника. психологи, изучающие личность стараются сказать то, что литература всегда говорила, и они по необходимости говорят это гораздо менее художественно. Но о том, в чем они продвинулись, пусть пока немного, они стараются говорить более точно и с точки зрения человеческого прогресса — с большей пользой. Каждый подход имеет свои достоинства, и оба нужны для комплексного изучения богатства личности.


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»