Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Медитация как метод изменения сознания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

                            МГУ

                 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

                 Кафедра общей психологии.

 

          МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

                                       Курсовая работа

                                       студента 1 курса

                                       Константинова А.В.

                                       Научный  руководитель

                                       Кучеренко В.В.

                        Москва 1995.

.

                           - 2 -

                        ОГЛАВЛЕНИЕ.

                                                        Стр.

Введение                                                 3

Сознание в свете некоторых концепций психологии          4

Обычное сознание как иллюзорное состояние               10

Измененные состояния сознания                           13

Медитация как метод изменения сознания                  18

Библиорафия                                             27

.

                           - 3 -

яш2

     " Никакая оценка Вселенной в ее полноте не  может  быть

окончательной,  если  она  оставляет  в стороне другие формы

сознания. Вопрос о том как их оценить-ведь они столь отличны

от нашего обычного сознания.  Тем не менее они могут опреде-

лить позиции,  хотя и не могут дать формул,  и могут открыть

некую  область,  хотя  и не могут предоставить ее карту.  Во

всяком случае, они запрещают нам преждевременно ставить точ-

ки над i в нашей оценке реальности."

                         В. Джемс "Многообразие религиозного

                                                     опыта".

                         ВВЕДЕНИЕ.

     Приход медитации  на  запад  ознаменовался  быстротой и

размахом. Наряду с другими психотехниками, расширяющими соз-

нание,позволяющими  выйти за границы обычных представлений о

себе и мире,  многие формы медитации предлагают то,  в  чем,

очевидно,  нуждается наша культура и чего ей недостает. Нес-

мотря на настороженное отношение многих исследователей (нап-

ример,  Юнг считал,  что путем имитации методов,  взращенных

совсем иными психологическими условиями,  ничего не добьешь-

ся"со временем Запад изобретет собственную йогу") все больше

людей привлекает возможость обнаружения и  развития  скрытых

возможностей,  выходящих  за рамки наличных культурных норм.

Однако отсутствие научного осмысления  этих  возможностей  в


                           - 4 -

результате  игнорирования  их  большей частью научного сооб-

щества превращает использование таких психотехник в игру  со

многими неизвестными,  подчас опасную. Необходимы "картогра-

фии внутреннего  пространства",  опирающиеся  на  дальнейшую

разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе

сознания.

      СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ.

     Сознание как категория отличная от "психики",  была вы-

делена  уже  в  философской концепции,  созданной Декартом и

Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у че-

ловека в его собственном уме,"-писал Локк, тем самым отделяя

его от непосредственного восприятия внешних объектов и расс-

матривая как одну из функций психического. Сознательная пси-

хика человека стала противопоставляться бессознательной пси-

хике животных.

     Развитие психологии поставило вопрос о факторах,  опре-

деляющих сознание,  рамках в которых происходит осознание. В

XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфа-

вита человеческих мыслей",  у Канта появились "априорные ка-

тегории разума",  такие как  время,  пространство,  причина,

субстанция,  выйти за рамки которых,  по Канту, человеческий

разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно-

го отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структу-

рировании, категоризации реальности в сознательном отражении


                           - 5 -

посредством знаков.  Наконец, уже в начале нашего века Дюрк-

гейм показывает,  что эти категории, "костяк разума", как он

их называет, обусловлены социально; даже такие фундаменталь-

ные явления как время и пространство могут по-разному струк-

турироваться  и  тем  самым по-разному осознаваться в разных

обществах.

     Все эти  положения  были подытожены Выготским на основе

его теории культурно-исторического происхождения высших пси-

хических функций.  Развитие психики человека, по Выготскому,

обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а

законами исторического развития общества. Высшие психические

функции, сформированные в результате интериоризации-преобра-

зования  внешних  средств  управления поведением (знаков) во

внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, соз-

нание  имеет  системное строение.  Знак (прежде всего слово)

своим значением опосредует процесс  непосредственного  внут-

реннего чувственного отражения мира. Значение, как позже пи-

сал Леонтьев,-это "обобщение, известная система связей и от-

ношений, идеальная, духовная форма кристаллизации обществен-

ного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общест-

венно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные

в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом ви-

де.

     На основе своих исследований Выготский выделил три  ос-

новные  ступени  развития  обобщений,  системы  значений при

взрослении человека.  В онтогенезе сознания ребенок проходит

через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не за-

висимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ре-


                           - 6 -

бенка  приобретают характер комплексов - наглядно-ситуацион-

ных обобщений на  основе  действительных  связей  конкретных

предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо-

понятия,  уже очень трудно отличить от  понятий  -  наиболее

развитых  форм  обобщения,  построенных на основе логических

связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осоз-

нанность для Выготского - возможность выражения одних значе-

ний через другие на основе системности организации значений.

Если  применить грубую аналогию с компьютером,  сознание для

Выготского - некое информационное содержание, программа, уп-

равляющая  перекодировкой поступающих сигналов на язык,  по-

нятный компьютеру; такая перекодировка и есть осознание.

     Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль

деятельности как в онтогенезе сознания,  так и в его истори-

ческом  развитии.  "Специфически  человеческие способности и

функции,-

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»