←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
МГУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Кафедра общей психологии.
МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
Курсовая работа
студента 1 курса
Константинова А.В.
Научный руководитель
Кучеренко В.В.
Москва 1995.
.
- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение 3
Сознание в свете некоторых концепций психологии 4
Обычное сознание как иллюзорное состояние 10
Измененные состояния сознания 13
Медитация как метод изменения сознания 18
Библиорафия 27
.
- 3 -
яш2
" Никакая оценка Вселенной в ее полноте не может быть
окончательной, если она оставляет в стороне другие формы
сознания. Вопрос о том как их оценить-ведь они столь отличны
от нашего обычного сознания. Тем не менее они могут опреде-
лить позиции, хотя и не могут дать формул, и могут открыть
некую область, хотя и не могут предоставить ее карту. Во
всяком случае, они запрещают нам преждевременно ставить точ-
ки над i в нашей оценке реальности."
В. Джемс "Многообразие религиозного
опыта".
ВВЕДЕНИЕ.
Приход медитации на запад ознаменовался быстротой и
размахом. Наряду с другими психотехниками, расширяющими соз-
нание,позволяющими выйти за границы обычных представлений о
себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем,
очевидно, нуждается наша культура и чего ей недостает. Нес-
мотря на настороженное отношение многих исследователей (нап-
ример, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных
совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешь-
ся"со временем Запад изобретет собственную йогу") все больше
людей привлекает возможость обнаружения и развития скрытых
возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм.
Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в
- 4 -
результате игнорирования их большей частью научного сооб-
щества превращает использование таких психотехник в игру со
многими неизвестными, подчас опасную. Необходимы "картогра-
фии внутреннего пространства", опирающиеся на дальнейшую
разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе
сознания.
СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ.
Сознание как категория отличная от "психики", была вы-
делена уже в философской концепции, созданной Декартом и
Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у че-
ловека в его собственном уме,"-писал Локк, тем самым отделяя
его от непосредственного восприятия внешних объектов и расс-
матривая как одну из функций психического. Сознательная пси-
хика человека стала противопоставляться бессознательной пси-
хике животных.
Развитие психологии поставило вопрос о факторах, опре-
деляющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В
XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфа-
вита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные ка-
тегории разума", такие как время, пространство, причина,
субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий
разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно-
го отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структу-
рировании, категоризации реальности в сознательном отражении
- 5 -
посредством знаков. Наконец, уже в начале нашего века Дюрк-
гейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он
их называет, обусловлены социально; даже такие фундаменталь-
ные явления как время и пространство могут по-разному струк-
турироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных
обществах.
Все эти положения были подытожены Выготским на основе
его теории культурно-исторического происхождения высших пси-
хических функций. Развитие психики человека, по Выготскому,
обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а
законами исторического развития общества. Высшие психические
функции, сформированные в результате интериоризации-преобра-
зования внешних средств управления поведением (знаков) во
внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, соз-
нание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово)
своим значением опосредует процесс непосредственного внут-
реннего чувственного отражения мира. Значение, как позже пи-
сал Леонтьев,-это "обобщение, известная система связей и от-
ношений, идеальная, духовная форма кристаллизации обществен-
ного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общест-
венно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные
в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом ви-
де.
На основе своих исследований Выготский выделил три ос-
новные ступени развития обобщений, системы значений при
взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит
через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не за-
висимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ре-
- 6 -
бенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуацион-
ных обобщений на основе действительных связей конкретных
предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо-
понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее
развитых форм обобщения, построенных на основе логических
связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осоз-
нанность для Выготского - возможность выражения одних значе-
ний через другие на основе системности организации значений.
Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для
Выготского - некое информационное содержание, программа, уп-
равляющая перекодировкой поступающих сигналов на язык, по-
нятный компьютеру; такая перекодировка и есть осознание.
Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль
деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его истори-
ческом развитии. "Специфически человеческие способности и
функции,-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|