Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Мотив и мотивация: восемь основных проблем

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

Мотив и мотивация:

восемь основных проблем

Что же приходится вводить в схему как необъяснимое в субъекте, чтобы облегчить объяснение индивидуаль­ных различий в поведении, его однородности или отсутствия таковой по отношению к ситуациям и стабильно­сти во времени? Для этого привлекались всевозможные понятия, обозна­чавшие разного рода диспозиции, например: черты характера, установки, убеждения, интересы, способности, особенности темперамента и многое другое.                        

Возьмем для примера специфическую способность, называемую когни­тивной структурированностью [О. Har­vey,  D. Hunt,  H. Schroder,  1961;

Н. Schroder, M. Driver, S. Stenfert, 1967]. Она обусловливает индивиду­альные различия способности к пере­работке информации, а именно: 1) по какому числу измерений анализирует­ся информация (дифференцированность); 2) степень градаций шкалы каждого из измерений (дискриминированность) и 3) организованность и связность получающейся многомер­ной структуры (интегрированность). Так, люди с низкой когнитивной структурированностью действуют сте­реотипно, не способны гибко перестроиться на новые требования ситу­ации, склонны к широким обобщени­ям, часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств и т. д. Введение такого конструкта, как когнитивная структурированность, конечно, свидетельствует не только об индивидоцентристской, но и об интеракционистской трактовке. Ведь определя­ющая поведение актуальная «способ­ность к переработке информации» яв­ляется результатом двусторонней за­висимости «структурированности ког­нитивной системы» субъекта и сиюмоментной «сложности окружающего мира». "При усложнении ситуации у людей с высокой когнитивной струк­турированностью темп переработки информации будет возрастать бы­стрее, чем у людей с низкой когни­тивной структурированностью. Пер­вые сумеют справиться с более слож­ной обстановкой прежде, чем их спо­собность к переработке информации снизится или истощится [Н. Krohne, 1977].

Подобные попытки объяснения по­ведения, исходящие из способностей, установок   [I. Ajzen,   M. Fishbein, 1977], интересов и т. п., в этой книге рассматриваться не будут, по крайней мере сами по себе. Вместо этого в ней анализируется широкий класс подходов, привлекавшихся с незапа­мятных времен для объяснения пове­дения, в особенности его индивиду­альных различий, и объединяемых до­вольно просто обоснуемой предпо­сылкой:  поведение  направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их бо­лее отдаленных последствий. Значи­мость, которую субъект при этом при­писывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспози­циями, которые чаще всего обознача­ют словом «мотивы».

Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потреб­ность, побуждение, влечение, склон­ность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамиче­ский» момент направленности дей­ствия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы раз­нообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно пред­положить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «ин­дивид—среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворитель­нее наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд следствий об употребле­нии понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении поведения или, по меньшей мере, вычленить некоторые основные проблемы психологического исследования мотивации. Если пони­мать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «инди­вид—среда», то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.

1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содер­жательно эквивалентных классов от­ношений   «индивид—среда».   Эти классы можно разграничить, основы­ваясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. (Наряду с желаемыми целевыми состояниями мо­тивы в рамках некоторых отношений «индивид—среда» можно определить и через избегаемые состояния.) В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной класси­фикации мотивов, составления их перечня.

2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как отно­сительно устойчивые оценочные дис­позиции. Необходимо выяснить на ос­новании каких возможностей и акти­вирующих воздействий среды возни­кают индивидуальные различия в мо­тивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

3. Люди различаются по индивиду­альным проявлениям (характеру и си­ле) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов.

4. Поведение человека в опреде­ленный момент времени мотивирует­ся не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высо­ких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с пер­спективой достижения соответству­ющего целевого состояния или, на­оборот, достижение которого постав­лено под сомнение. Такой мотив ак­тивируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотива­ми мы пренебрежем.) В данном слу­чае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с пробле­мой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализа­ции.

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведе­ния, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответству­ющего отношения «индивид—среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситу­ации, либо целевое состояние не пе­рестанет угрожающе отдаляться, ли­бо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущ­ным, в результате чего последний активируется и становится доминиру­ющим. Действие, как и мотив, неред­ко прерывается до достижения жела­емого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения ча­стей действия, т. е. с проблемой сме­ны мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.

6. Побуждение к действию опреде­ленным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, ре­гулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целе­направленность действия. В этом слу­чае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправлен­ности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного кон­фликта между различными целями.

7. Мотивация безусловно не явля­ется единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных про­цессов, осуществляющих функцию са­морегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вна­чале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оцени­вания их последствий. В данном слу­чае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотива­ции через гипотетические промежу­точные процессы саморегуляции, ха­рактеризующие отдельные фазы про­текания действия.

8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мо­тива, однако ее не следует смеши­вать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функци­ональных компонентов—восприятия, мышления,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»