Министерство высшего образования РФ
Московская
Государственная Академия Приборостроения и Информатики
Кафедра Философии.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм».
Москва
1998
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... GOTOBUTTON _Toc420557398 PAGEREF _Toc420557398 2
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ.................................................. GOTOBUTTON _Toc420557399 PAGEREF _Toc420557399 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА............................. GOTOBUTTON _Toc420557400 PAGEREF _Toc420557400 9
Психоанализ
3.Фрейда................................................................ GOTOBUTTON _Toc420557401
PAGEREF _Toc420557401 9
Особенности
воззрений последователей З. Фрейда. GOTOBUTTON _Toc420557402
PAGEREF _Toc420557402 12
Фрейд
и неофрейдизм............................................................... GOTOBUTTON _Toc420557403
PAGEREF _Toc420557403 14
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.................... GOTOBUTTON _Toc420557404 PAGEREF _Toc420557404 17
Проблемы
онтологии в психоанализе............................ GOTOBUTTON _Toc420557405
PAGEREF _Toc420557405 17
Психоанализ
и франкфуртская школа............................. GOTOBUTTON _Toc420557406
PAGEREF _Toc420557406 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. GOTOBUTTON _Toc420557407 PAGEREF _Toc420557407 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................... GOTOBUTTON _Toc420557408 PAGEREF _Toc420557408 29
ВВЕДЕНИЕ.
В статье "Моя жизнь и психоанализ"3игмунд Фрейд писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии,
маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я
остаюсь евреем"[10]. Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд
"Толкование сновидений" увидел свет в
1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные
авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как
Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик
психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира
личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и
чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о
самом себе и окружающих.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.
Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных
стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим
врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут
серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических
заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления
своих пациентов от конфликтов между тем, что
говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так
родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии,
психотерапии, психиатрии.
Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику,
антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных
явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе
бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась
последователями Фрейда и выросла в своеобразную
философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является
психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические
тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится
объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе
свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского
учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько
упал,[14] представляется актуальным обратиться к
наследию З. Фрейда
и его последователей и рассмотреть соотношение между
психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Многие западные, да и российские[2]
исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения
за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных
сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических
концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали
никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к
абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским
трактатам.
Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли
оказать воздействие на становление различных
психоаналитических концепций. Среди философов, размышления которых о человеке
дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона,
Шопенгауэра, Ницше и
др.
Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогда созданный и
ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках
психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом
психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце
XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным
соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его
врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных
дисциплин. В этом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга:
"Фрейд исходит из медицины не в большей
степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической
филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но
не определяет и не ограничивает их ценности"[2].
Теоретики психоаналитической ориентации
долгое время