←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ФРЕЙДИЗМ
ВВЕДЕНИЕ
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно
найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда
Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом,
Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной
науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
И в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной
психологии", а разработанную им психоаналитическую теорию
сопоставляют с хиромантией. Возникнув как теория и метод лечения
неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем
в исключительно влиятельную философско антропологическую концепцию,
претендующую на роль всеобщего мировоззрения.
Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка
Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии.
Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.
Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя
медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже
Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета В возрасте 36 лет он становится профессором
Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за
это время много научных статей и монографий.
Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на
рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической . реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания
которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный
аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений. Возникновение психоанализа как раз и связано со
своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.
Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в
философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о
взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием
составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого.
История развития философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних
стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии. Изречение "познай самого себя", принадлежащее родоначальнику античной философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом философии Сократа, показывает, какое большое значение придавалось в древнем мире постижению человека, его духовной жизни. При этом уже у Фалеса наблюдается разграничение души и тела, как не сводящихся друг к другу сущностей человеческого бытия. Главное отличие души от тела, по его представлению, заключается в том, что душа наделена свойством разумности, в то время как тело не обладает данным свойством. Представление о разумности души, положенное в основу многих философских систем древности, в более поздние века переросло в учение о сознательности психической жизни человека. В XVII веке Декарт сформулировал тезис о тождестве психического и сознательного. В последующие столетия картезианскую линию сведения всего психического к сознательному продолжили Брентано, Бунд, а также приверженцы рационалистического направления в философии, психологии, социологии.
Многие мыслители прошлого пытались понять внутреннюю жизнь человека, скрытое от непосредственного наблюдения содержание его
души, врожденные и приобретенные в процессе воспитания качества,
свойства, черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков
человек: является ли он от природы добрым или злым, разумным,
способным контролировать свои действия, или существом, которое не в
состоянии сдерживать и обуздывать свои страсти? При решении этих
вопросов философы высказывали самые различные, подчас
противоположные мнения. Древнекитайский философ Мэн-цзы выступил с
учением о доброй природе человека, повинующейся естественному
движению чувств, а его соотечественник Сюнь-цзы выдвинул
противоположное положение о злой природе человека, будто бы с
момента рождения проникнутого ненавистью. От эпохи к эпохе менялось
содержание понятий добра и зла, смещались акценты в направлении
развития природных и приобретенных качеств человека, однако вопрос о
том, добр человек от природы или зол, постоянно всплывал на
поверхность философского сознания: он поднимался и в "Диалогах"
Платона, и в "Мыслях" Паскаля, и в дискуссиях просветителей от Гельвеция до Руссо и Дидро, сохранив свою актуальность для многих
философских систем современности. В зависимости от решения этого вопроса возникали различные концепции человека, выдвигались обоснования сущности человеческой природы, предъявлялись
определенные требования к соблюдению моральных норм поведения индивида в обществе.
Дилемма "добр человек от природы или зол" ставила мыслителя
перед проблемой соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений. Уже древнегреческие философы подмечали, что душу человека нельзя свести только к разумному началу. Согласно Платону, в душе каждого человека незримо дремлет
дикое, звероподобное начало, которое под
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|