Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Психоанализ З. Фрейда и фрейдизм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

                          ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ФРЕЙДИЗМ

                                                               ВВЕДЕНИЕ

           В  истории  духовной культуры, научного творчества вряд ли можно

найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда

       Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом,

Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени",          "одним из великих основоположников современной социальной

науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.

       И в              то же      время,    Фрейда  называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной

психологии",                  а       разработанную  им   психоаналитическую   теорию

сопоставляют  с  хиромантией.  Возникнув  как теория и метод лечения

неврозов,  психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем

в  исключительно влиятельную философско антропологическую концепцию,

претендующую на роль всеобщего мировоззрения.

                           Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка

           Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии.

       Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.

Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть               либо юристом,    либо коммерсантом, либо врачом. И хотя

медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить        на медицинский факультет Венского университета. Позже

Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета В         возрасте 36 лет он становится профессором

Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за

это время много научных статей и монографий.

         Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа

           Психоанализ  в  его классической форме был основан 3. Фрейдом на

рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической . реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две              главные, от правильного понимания

которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической              реальности и,    как более частный

аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.            Возникновение   психоанализа как раз и связано со

своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.

       Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в

философскую             мысль            предшествующих               столетий.                 Рассуждения о

взаимоотношениях                между    телом     и  душой,  материей  и      сознанием

составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого.

История развития   философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних

стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древне­китайской            и  древнеиндийской  философии.    Изречение  "познай самого себя",                принадлежащее    родоначальнику    античной          философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом   философии  Сократа,  показывает,  какое         большое  значение придавалось  в древнем мире постижению человека, его духовной жизни. При  этом уже у Фалеса наблюдается разграничение души и тела, как не сводящихся  друг  к  другу  сущностей  человеческого  бытия. Главное отличие  души  от тела, по его представлению, заключается в том, что душа  наделена свойством разумности, в то время как тело не обладает данным  свойством.  Представление о  разумности  души, положенное в основу  многих  философских  систем  древности, в более поздние века переросло       в  учение  о сознательности психической жизни человека. В XVII  веке  Декарт  сформулировал    тезис  о тождестве психического и сознательного.  В               последующие столетия картезианскую линию сведения всего  психического  к  сознательному  продолжили               Брентано, Бунд, а также   приверженцы  рационалистического  направления  в  философии, психологии, социологии.

       Многие мыслители прошлого пытались          понять   внутреннюю жизнь человека,         скрытое от непосредственного    наблюдения содержание его

души,  врожденные               и  приобретенные  в процессе воспитания качества,

свойства,  черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков

человек:  является  ли  он  от  природы  добрым  или злым, разумным,

способным              контролировать свои действия, или существом, которое не в

состоянии                сдерживать  и  обуздывать  свои страсти? При решении этих

вопросов                                         философы                   высказывали                                     самые        различные,           подчас

противоположные  мнения.  Древнекитайский философ Мэн-цзы выступил с

учением   о  доброй  природе  человека,  повинующейся  естественному

движению                чувств,   а   его   соотечественник   Сюнь-цзы             выдвинул

противоположное  положение  о  злой  природе  человека,  будто  бы с

момента  рождения проникнутого ненавистью. От эпохи к эпохе менялось

содержание  понятий  добра  и  зла,  смещались акценты в направлении

развития природных и приобретенных качеств человека, однако вопрос о

том,  добр  человек  от  природы  или  зол,  постоянно  всплывал  на

поверхность  философского               сознания:  он  поднимался  и в "Диалогах"

Платона, и в "Мыслях" Паскаля, и в дискуссиях просветителей от Гельвеция       до Руссо и Дидро, сохранив свою актуальность для многих

философских систем современности. В зависимости от решения этого вопроса возникали различные концепции человека, выдвигались обоснования сущности                человеческой      природы, предъявлялись

определенные требования   к соблюдению моральных норм    поведения индивида в обществе.

           Дилемма  "добр  человек  от  природы  или зол" ставила мыслителя

перед проблемой соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений. Уже древнегреческие философы подмечали, что душу человека нельзя свести только к разумному началу. Согласно   Платону, в душе каждого человека незримо дремлет

дикое, звероподобное начало, которое под

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»