Психология как наука обладает особыми качествами, которые
отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний
психологию знают немногие, в основном только те, кто ею
специально занимается, решая научные и практические задачи.
Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома
каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных
ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи
, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций,
чувств и многого другого. Основные психические явления мы
непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно
наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин "психология" появился впервые
в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая
занималась изучением так называемых душевных, или психических
явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в
собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее в
17-19 вв., сфера исследований психологов значительно
расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы
и деятельность человека.
В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки
тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков
концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти
утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно
относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым
и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по
сложившейся веками традициями за этой наукой сохраняется ее
прежнее название.
Предметом изучения психологии являются конкретные факты
психологической жизни, выяснения психологических законов и
закономерностей. Другими словами психология изучает факты,
закономерности и механизмы психологической жизни.
Психология включает в себя несколько разделов, приведу
примеры некоторых из них :
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем
познавательные процессы и личность. Познавательные процессы
охватывают ощущения, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек
получает и обрабатывает информацию о мире, они же участвуют в
формировании и преобразовании знаний. Личность содержит
свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это -
эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация,
темперамент, характер и воля.
Социальная психология, где объектом изучения являются
человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе
общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода
группах, в частности в семье, институте, в коллективе.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы
психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальная психология выявляет и описывает
индивидуальные различия людей,их предпосылки и процесс
формирования.
В возрастной психологии эти различия представлены по
возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения,
происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Педагогическая психология объединяет всю информацию,
связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь
обращается на обоснование и разработку методов обучения и
воспитания людей разного возраста.
Юридическая психология рассматривает усвоение человеком
правовых норм и правил поведения.
Три следующих отрасли психологии - медицинская и
патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями
от норм в психике и поведении человека. Задача этих отраслей
психологической науки - объяснить причины возможных
психологических нарушений и обосновать методы их предупреждения
и лечения.
|
|