Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Творчество и эвристика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

               С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

1.1. Техническое творчество и его сущность ............. 1.2. Многоуровневость творчества ....................... 1.3. Модель технологии живого творчества ............... 2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

2.1. Эвристика и техническое творчество ................ 2.2. Эвристические приемы активизации

              творческого мышления ...................

3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............

Список использованной литературы ...................


В В Е Д Е Н И Е

     Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание но­вых объектов техники,  значительно усложнились в условиях воз­росших темпов  обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.

     В силу этого, как у нас в стране так и за рубежом возник­ли разработки теоретических основ и методических средств акти­визации творческого  мышления и поиска новых технических реше­ний.

     Развитие научных основ технического творчества, разработ­ка методик активизации творческого процесса,  обучение основам творчества, создание  в  научных,  проектно-конструкторских  и технологических организациях,  на предприятиях и в вузах  бла­гоприятных условий  для  творчества  стало  в  настоящее время настоятельной необходимостью.

     Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме­тодами - путем роста численности кадров научных  работников  и научно-вспомогательного персонала  не может отвечать целям се­годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо­димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе­цифичность этих  средств  связана с тем,  что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной,  а обстоя­тельства,  сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз­нания,  далеко не всегда соответствуют важности момента. Скры­тая работа мысли происходит не только в тиши кабинета,  у чер­тежной доски и в рабочее время,  но и казалось бы в самой  не­подходящей обстановке,  и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно,  чтобы сумерки ожидания осветильсь яркой  вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной моза­ики сложились в единую картину".

     Изучение эвристических   приемов  и  методов  активизации творческого мышления приближают  момент  "озарения",  а  также развивают способности личности в творчестве.

     Овладение теорией творчества,  приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную  значи­мость творчества, его общественную необходимость, полнее раск­рыть свои творческие возможности.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СУЩНОСТЬ.

     Проблемы творчества вообще и  технического  творчества  в частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуаль­ными и в настоящее время в силу своей гносеологической,  соци­ально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.

Что же такое творчество?  Результат особого дара и исклю-

чительности человека,  осенения (озарения) свыше, иррациональ­ной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?

     Конечно, анахронизмом  является   обьяснение   творчества "осенением свыше",  однако, и другие, изложенные выше толкова­ния, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдель­ных сторон творчества не могут раскрыть его сущности.

Единственно правильное  объяснение  сущности  творческого

процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализ­ма.

     Творчество как  процесс  создания нового выражает созида­тельный, преобразующий труд человека,  неразрывно связанный  с его познавательной деятельностью, являющейся отражением обьек­тивного мира в сознании человека.  Процесс отражения не  явля­ется зеркальным  отображением действительности,  а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов  в  мозгу  человека.  В процессе творчества  не  только  отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины воз­никновения и существования этих предметов и явлений.

     В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных  отношений  между  творцами  и объектами творчества, как единство познания и преобразования.

Объективный характер  творческого  процесса проявляется в

отражении реальных явлений,  задач, общественных потребностей; субъективная сторона  выражается в различных мотивах и резуль­татах преобразующей деятельности человека.

     Например, имея перед собой одну и ту же техническую зада­чу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изоб­ретения, другой  -  на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное,  давно известное решение  (субъек­тивный фактор).

     В литературе можно встретить различные определения  поня­тия творчества.

     Так,например, творчество, по мнению американского ученого П.Хилла, "...можно определить как успешный полет мысли за пре­делы неизвестного.  Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее".

     Советский философ А.Матейко считает,  что сущность  твор­ческого процесса  заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций .  В  трактовке Я.А.Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" .

     Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, когда  его  новизна  обусловлена  отражением  некоего аспекта гармонии в природе .

     Представляется, что наиболее обобщающее определение твор­чества дает следующая формулировка:  творчество - это деятель­ность,порождающая нечто качественно новое и  отличающееся  не­повторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уни­кальностью.

     Существуют различные  виды  творчества:  научное,  техни­ческое, художественное и др.  Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.


МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

   Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую  при­роду механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о  спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче  про­тиворечий между творцом и проблемной ситуацией.

   Творческие задачи можно разделить на два класса:

ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-

ного использования осознаваемых способов, приемов.

   ТЗ2 - решаются в результате "развязывания"  противоречий  не­осознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач  ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совоку­пность всех этапов, в результате реализации  которых  получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творче­ству, изобретательству.

-----------------------¬

¦  Логический анализ   +_-¬ L---------T-------------  ¦

                           ¦              ¦

                           _              ¦

----------+------------¬  ¦

              --Ў+ Интуитивное решение  +---


              ¦  L---------T-------------

              ¦            ¦

              ¦           

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»