←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
ш2
Ярославский государственный университет
2Р 0 2Е 0 2Ф 0 2Е 0 2Р 0 2А 0 2Т
2ПО ПСИХОЛОГИИ
2ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В 18-25 ЛЕТ
студент группы Ф-21
Папорков И.В.
1Ярославль, 1998
.
- 2 -
ш1.5
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья, -
Но от покоя сохрани!
1И.С.Аксаков
2Введение.
Жизнь человека не представима без кризисов. В них - основа разви-
тия личности. Избежать их невозможно.
Детские возрастные кризисы изучены достаточно хорошо: про них на-
писано немало работ, так как именно в детстве происходит становление
личности. Совсем по-другому обстоит дело с кризисами в зрелом возрас-
те. Проблема их протекания недостаточно подробно освещена в литерату-
ре, а зря: их вклад в развитие человека отнюдь не меньше, чем вклад
детских возрастных кризисов.
В данной работе речь пойдет о кризисах именно в зрелом возрасте,
об их особенностях, о причинах, ходе развития и последствиях. Рассмат-
ривается также вопрос о возможности уменьшения отрицательных проявле-
ний кризисов.
1Онтогенез 0 - процесс развития индивидуального организма, формиро-
вание основных структур психики индивида [1].
1Кризис 0 - особый, относительно непродолжительный по времени (до
года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими
изменениями [1].
1Настроение 0 - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в тече-
ние значительного времени отдельные психические процессы и поведение
человека.
Основные источники возникновения настроений - те позиции, которые
люди занимают в обществе (не/удовлетворенность ходом жизни).
.
- 3 -
ш1.4
2Причины кризиса.
Мною не было найдено ни одной книги, ни одного учебника, где бы
коротко и ясно перечислялись бы причины возрастного кризиса в 20-25
лет. Пришлось собирать разрозненные факты из различных источников, об-
рабатывать и ситематизировать их для "конспектабельности" работы. Ко-
нечно, здесь автор ни в коем случае не претендует на неоспоримую пра-
воту своих утверждений; вообще, мне как неспециалисту в области психо-
логии трудно делать выводы, опираясь на косвенную информацию из раз-
розненных источников.
2I. 3Труд.
Труд - основа существования человека.
Возраст 20-25 лет как раз и отличает то, что человек начинает
свою трудовую деятельность. Позади воспитание и учеба, впереди - рабо-
та.
Процесс труда рождает положительный (радость от самой деятельнос-
ти, от проявленного мастерства, от усилий, увенчанных успехом, удов-
летворение от результата) и отрицательный (неудовольствие от затрачен-
ных усилий, утомления, напряжения, монотонности процесса выполнения
работы) эмоциональный отклик.
Отрицательный эмоциональный отклик рождает отрицательные эмоции.
Отрицательная эмоция - неудовлетворенная потребность [2], которая при-
водит к появлению отрицательных праксических чувств (выпускник, не на-
шедший себя в работе), а противоречие между личностью и значимыми для
нее сторонами действительности, по определению, порождает невроз.
1Эмоция 0 - непосредственное переживание какого-либо чувства [3].
1Эмоции 0 - специальный нервный аппарат, который помогает мозгу
действовать при недостатке точных сведений о путях и способах
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|