Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Психология, общение, человек, теории /

Эмоциональная регуляция деятельности. Понятие эмоций

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

                  Эмоциональная регуляция деятельности

                           Понятие эмоций

   Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос-

нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

   Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.

Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе

эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от-

разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос-

редственном положительном или отрицательном значении различных явле-

ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор-

мозят наши действия.

   Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно

значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).

   Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со-

ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех

психических процессов.

   Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при

соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор-

ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный

стереотипный поведенческий акт.

   Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволю-

ционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

   "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно

приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя

форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси-

тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным

состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменате-

лю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное

воздействие".

   Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен-

ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые

свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они

сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством

предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и

явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи

с актуализированными потребностями.

   Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положи-

тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют,

либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к

стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций

определяются общим законом психического развития человека - высшие об-

разования, высшие психические функции, формируясь на основе низших

функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность челове-

ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера

сама влияет на эмоциональное состояние человека.

   Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны,

побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим

эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирую-

щим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все-

возможные влечения.

   Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу

получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют

сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются созна-

нием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия

(например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

   Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по-

ведения: при дефиците информации для сознательного построения дейст-

вий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это

не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют

эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной осно-

ве.

   В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по-

тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого

наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це-

лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности челове-

ка.

   Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб-

ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится

к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани-

зует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональ-

ных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям

личности.

   Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях

побуждением к действию, фактором мотивации.

   Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной де-

ятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмо-

ции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно челове-

ческие эмоции - чувства.

   Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребнос-

тей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и

т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи,

т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или

иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны-

ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прек-

расное", "безобразное" и т.д.),

   Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со вто-

рой сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут

быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются

свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

 

             Биологическая и информационная теория эмоций

   Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные

эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп-

ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные

эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на

поиск новых приспособительных действий.

   Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть

отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль-

таты, которые выражаются в трех формах мышления.

   Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня-

тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу-

чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»