←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в
виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.
С момента возникновения в сознании человека представления о свер-
хъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизмен-
но остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права
управителя в первую очередь потому что он не властен над самим
собой, а затем и над всем окружающим.
Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека по-
нятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археоло-
гических раскопок. И первые представления о существовании религии
у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо-
ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки восприни-
мались, как свидетельства существования погребального обряда. На-
иболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ
Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро-
те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам
сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков.
Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду
(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции -
Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе-
щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной
Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как
правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь-
ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схе-
матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо-
морфных существ, либо людей, наряженых в звериные маски. Можно
предположить, что эти изображения связаны с религиозными верова-
ниями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледе-
- 2 -
лием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы,
удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И
пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в
сознании человека возникают первоначальные представления о сверх-
ъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен су-
ществовали тотемические верования (вера в магическую связь между
человеком и животным или предметом). Также существовал культ жен-
ского начала (находки скульптурных женских изображений). Считает-
ся, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семей-
но-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца.
Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в
виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием
человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии пред-
мета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и пок-
лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племе-
нам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять
основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм.
Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии,
заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно
связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена
может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е.
один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качес-
тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте-
ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя-
зи с его территориальным положением и образом деятельности. Жи-
вотное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В
некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее
родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается
прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют
тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верую-
щие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в ска-
лу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
- 3 -
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов
Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра-
няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода
и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки - встречается
наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.
В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась ве-
ра в оборотничество у народов Америки.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это
анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки
анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодейст-
вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо-
гут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в
магические предметы, способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яр-
кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую-
щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умер-
ших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором
предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых
обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии яв-
ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|