Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Возникновение религии

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

 

     "Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-

ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-

логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в

виде  абсолютной  идеи, мировой воли, некоего безликого разумного

начала" - так трактует это понятие философский словарь, а  значит

мировой  опыт  выработал  такое понимание Бога. Обществу пришлось

проделать путь длинной в несколько  сотен  и  десятков  столетий,

чтобы  прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у

разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из  них  над

природой  и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

С момента возникновения в сознании человека представления о свер-

хъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизмен-

но остается в его душе. Человек не может возлагать на себя  права

управителя  в  первую  очередь потому что он не властен над самим

собой, а затем и над всем окружающим.

     Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека  по-

нятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археоло-

гических раскопок. И первые представления о существовании религии

у  первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо-

ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки  восприни-

мались, как свидетельства существования погребального обряда. На-

иболее  известны  из  них  погребения в гроте Мустье, пещере близ

Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро-

те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по  этим  небольшим  свидетельствам

сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков.

Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду

(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции -

Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе-

щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной

Франции  и  Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как

правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь-

ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны,  схе-

матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо-

морфных  существ,  либо  людей, наряженых в звериные маски. Можно

предположить, что эти изображения связаны с религиозными  верова-

ниями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледе-


                              - 2 -

    

лием  и  зачастую  они не могли объяснить многих явлений природы,

удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И

пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы,  в

сознании человека возникают первоначальные представления о сверх-

ъестественном.  По  рисункам и статуэткам видно, что у племен су-

ществовали тотемические верования (вера в магическую связь  между

человеком и животным или предметом). Также существовал культ жен-

ского начала (находки скульптурных женских изображений). Считает-

ся,  что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семей-

но-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

     Есть некоторые свидетельства  существования  культа  Солнца.

Солнце  изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в

виде креста в круге и т.п. Культ связан  с  занятием  земледелием

человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.

     Таким  образом, Бог для тех людей представал в обличии пред-

мета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и  пок-

лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.

     Также можно судить о религии первобытного человека по племе-

нам  настоящего  времени, находящимся в похожих условиях. И опять

основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм.

Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма  религии,

заключается  в  том,  что  каждый род, племя магически-родственно

связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого  члена

может  быть  свой  тотем, существует также половой тотемизм, т.е.

один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качес-

тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте-

ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя-

зи с его территориальным положением и образом  деятельности.  Жи-

вотное-тотем,  - как правило, не опасное для человека создание. В

некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее

родственником. Близость между человеком и его тотемом  выражается

прежде  всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют

тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верую-

щие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в  ска-

лу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.


                              - 3 -

    

     Некоторые  проявления тотемизма мы можем встретить у народов

Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра-

няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода

и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки  -  встречается

наличие  тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.

В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась ве-

ра в оборотничество у народов Америки.

     Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это

анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев  есть  зачатки

анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодейст-

вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо-

гут  вызывать  дождь,  лечить и пр. Также здесь существует вера в

магические предметы, способные влиять на человека.

     У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яр-

кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую-

щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи  умер-

ших  и  духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором

предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых

обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии  яв-

ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»