←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
отличаемая веру-
ющими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и
людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща лю-
дям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать от-
дельным предметам.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы,
калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаман-
ства - лечение, охотничья и земледельческая магия.
У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый
верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во
время видений, возникших в процессе посвятительского обряда.
Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.
Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских веро-
ваниях мы опять встречаем анимистические представления: домовой -
дух, покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной - дух
- 4 -
водяной стихии, полудница - полевой дух, образы вил (особенно
распространены у сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и
воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в
отношении человека, в зависимости от его собственного поведения,
и т.д.
Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сво-
рог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Ве-
лес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских
работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех сла-
вянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С
течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении
связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское
обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало
всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян
она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам
помимо анимистических верований был присущ политеизм - более вы-
сокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформи-
ровавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы
и занятия человека.
Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно
жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые
человеческие жертвы.
Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном де-
лался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведе-
ния и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: дао-
сизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой.
По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения
был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно
стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в
природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель - воз-
держание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и
- 5 -
конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем
в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения,
устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содер-
жанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела
храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения
и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старей-
шинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных при-
зываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в
храме (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным
верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя
почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опо-
рой существующего строя конфуцианская философия и религия считают
строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установ-
ленных обрядов,- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их,
то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные
обряды - не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его
преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений
- дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым слу-
жить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь - исчезнут различия
между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольни-
чать, возникнут притеснения и насилие".
Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным бо-
гом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в пе-
реводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог
богатства - Цай-шен и покровители профессий для ремесленников.
Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покрови-
телей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества.
Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочислен-
ные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.
Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за ос-
нову берутся религиозные тексты - Веды. В них записаны гимны и
предания, посвященные различным богам. Одним из ранних образов
богов можно считать Индру - бога-воителя и бога грома и молнии
(двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Ва-
- 6 -
руна -олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус -
бог дневного неба. В виде олицетворения солнца выступает целая
вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восс-
тановитель", "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас
- богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это
олицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|