←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
богов в Ведах встречается немалое количество других богов. Веди-
ческие боги группировались в две противостоящие категории: асуры
и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Ади-
ти; ко вторым - большинство остальных. Наряду с богами индийцы
почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень часто,
но не занимают в них видного места.
В более поздний брахманский период религия Индии меняется с
изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре
касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста вои-
нов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры
- каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй
был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии - в
Законах Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог -
Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройст-
во. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из
уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног -
шудры. Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат
кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое значение) -
бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстра-
нены от официального культа.
Была широко распространена идея перевоплощения: душа челове-
ка после его смерти не погибает, а переселяется в другое матери-
альное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведе-
ния человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им
кастовых правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплоще-
нии - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и
судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в буду-
щем воплощении. В этом и заключается закон кармы.
В дальнейшем религия становится более демократичной. Возни-
- 7 -
кает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество
может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся
популярными народными божествами. Теперь боги-спасители - земные
боги. Наиболее популярным делается Кришна - спаситель, одна из
аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает
Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейло-
на, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.
На почве почитания божеств-спасителей складываются многочис-
ленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называе-
мые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только
посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение бо-
жества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последо-
вателей. Большинство сект можно соединить в две основные группы,
в зависимости от того, какое главное божество они признают. Глав-
ных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся виш-
нуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму
признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах
учение о перерождении.
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторите-
та Вед, учение о карме и переселениидуш, вера в богоустановлен-
ность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верова-
ния египтян.Египетская цивилизация оставила после себя монумен-
тальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес
света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после
смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека
умирает только его тело, тогда как остаются части его существа:
имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящая-
ся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобраз-
ная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого
таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он
может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник
не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным
чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприят-
- 8 -
ном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка
может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в
мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также
у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой
местности соответствует свой бог-покровитель.
В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царс-
тва): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог раститель-
ности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается
как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим
надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спас-
тись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На
этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости
от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется
судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к
этому существовало представление о возможности обеспечить благо-
получие души на том свете чисто магическими средствами. И маги-
ческие представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покро-
вителя земледельческих работ, растительности. Характер образа
Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом
Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сфор-
мировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью
государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых бо-
жеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в
конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых
богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались
в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте
был 
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|