Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Возникновение религии

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

был  локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил

процесс антропоморфизации священных животных, так кошка преврати-

лась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол  -

в  бога  Гора.  Существуют изображения бога Тота с головой ибиса,

Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.

     Для египетской религии была характерна одна  особенность:  с


                              - 9 -

    

изменением  места царствования династии, с изменением столицы го-

сударства менялся  и  состав  пантеона  богов.  Основной  номовый

бог-покровитель  настоящей  столицы занимал главенствующую роль в

пантеоне общеегипетских богов. Так  первые  объединители  Египта,

вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бо-

га  сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за-

тем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав-

ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.

Другие местные божества со временем вошли  в  пантеон  египетских

богов.  Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и

ученых, снутский Анубис - богом загробного царства,  лотапольская

Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев

и т.д.

     Космогонических мифов у египтян было много, в каждом сущест-

вовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местно-

му божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира свое-

му солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобыт-

ным  хаосом  Нун,  из  этого  хаоса Ра, совокупившись сам с собой

("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие

божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу  (олицетворение

воздуха)  и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной

пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо-

ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно-

гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце

- око Ра, луна - другое око.

     Существовали также другие космо- и  антропогонические  мифы:

например, представление о мировом яйце, из которого родилось сол-

нце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-гор-

шечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.

     Существование  различных  космогонических  мифов и изменение

египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и ре-

лигии Египта.

     Несколько  иным образом сформировалась древнегреческая рели-

гия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был


                              - 10 -

    

присущ местный характер развития.  Т.е.  в  различных  местностях

Греции  чтились свои божества, часто связанные с местными рельеф-

ными особенностями или олицетворявшие  их,  от  которых  зависела

жизнь  верующих:  так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф,

которой был посвящен храм; в Орхомене - священным  камням,  будто

бы  упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхес-

мий , Зевс Лафистий - олицетворение  горы  Лафистиона.  В  каждой

местности  или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ но-

сил государственный характер. Причем культ этот был  очень  стро-

гим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобяза-

тельных догматов греческая религия не знала, но нельзя было укло-

няться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровите-

ля,  нельзя  было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого

закона грозило суровое наказание.

     Из множества местных богов, с  течением  времени,  некоторые

образы  слились  в  единые общегреческие божества, например, Зевс

Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос-

ли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей".  Са-

мое  имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро-

пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса

существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции:  под-

земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель,

властитель судеб и т.д.

    Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа

богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним  морс-

ким  божеством  Пелапонесса.  Культ  Посейдона, вобрав в себя ряд

местных культов, стал богом моря и покровителем  коней.  Афина  -

древнее  божество  - покровительница городов и городских укрепле-

ний. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий  "Потряса-

тельница  копья".  По классической мифологии, Афина выступает как

богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении.  Богиня

Артемида  - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно пола-

гают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где  она  считалась

покровительницей  плодородия.  В  классической мифологии Артемида

выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спут-


                              - 11 -

    

ницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный  образ  представляет

собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадле-

жало  весьма  видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пасту-

шеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот  эпи-

тет  - название местной реки, которую когда-то обожествляли жите-

ли. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов  Греции.

Его считают воплощением национального духа. Главные функции Апол-

лона:  прорицание  будущего, покровительство наукам и искусствам,

врачевание, очищение от всякой скверны, божество света,  правиль-

ного,  упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился

на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пас-

тухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита  превратилась

у  греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение

женственности. Арес, заимствованный

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»