←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил
процесс антропоморфизации священных животных, так кошка преврати-
лась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол -
в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса,
Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с
- 9 -
изменением места царствования династии, с изменением столицы го-
сударства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый
бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в
пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта,
вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бо-
га сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за-
тем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав-
ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.
Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских
богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и
ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская
Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев
и т.д.
Космогонических мифов у египтян было много, в каждом сущест-
вовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местно-
му божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира свое-
му солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобыт-
ным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой
("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие
божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение
воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной
пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо-
ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно-
гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце
- око Ра, луна - другое око.
Существовали также другие космо- и антропогонические мифы:
например, представление о мировом яйце, из которого родилось сол-
нце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-гор-
шечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.
Существование различных космогонических мифов и изменение
египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и ре-
лигии Египта.
Несколько иным образом сформировалась древнегреческая рели-
гия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был
- 10 -
присущ местный характер развития. Т.е. в различных местностях
Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельеф-
ными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела
жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф,
которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто
бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхес-
мий , Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой
местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ но-
сил государственный характер. Причем культ этот был очень стро-
гим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобяза-
тельных догматов греческая религия не знала, но нельзя было укло-
няться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровите-
ля, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого
закона грозило суровое наказание.
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые
образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос-
ли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Са-
мое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро-
пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса
существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: под-
земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель,
властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа
богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морс-
ким божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд
местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина -
древнее божество - покровительница городов и городских укрепле-
ний. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потряса-
тельница копья". По классической мифологии, Афина выступает как
богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня
Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно пола-
гают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась
покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида
выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спут-
- 11 -
ницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет
собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадле-
жало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пасту-
шеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпи-
тет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жите-
ли. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции.
Его считают воплощением национального духа. Главные функции Апол-
лона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам,
врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правиль-
ного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился
на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пас-
тухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась
у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение
женственности. Арес, заимствованный
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|