←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
заимствованный у франкийцев стал неистовым
богов войны.Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицет-
ворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицет-
ворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес
- покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из гре-
ческих богов представляют собой более или менее абстрактные обра-
зы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непос-
редствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия,
Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня
победы и это далеко не все божества греков.
Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала
заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии.
По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет,
Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и
Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и дру-
гие олимпийские боги.
Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной
общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегре-
ческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии,
Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользова-
лись почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была
разобщена, хотя более или менее стабильна.
- 12 -
По тем религиям, которые мы вкратце рассмотрели выше можно
предположить каким образом развивался образ бога в человеческом
сознании. На ранних этапах развития в связи со страхом, вызвынным
невозможностью объяснить явления природы и представить свое место
в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему,
и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его
жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится,
от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в
состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и
опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъес-
тественные силы, обраясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пыта-
ется обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношени-
ях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы
пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем
же силам. Они передаются из поколения в поколение.
Итак с начала бог для человека изображается в животном обли-
чии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном
связаны с жизнью самого человека.
В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого
от природы, т.е. существование независимых физически, но покрови-
тельствующих природе духов, которых человек не может видеть и
ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния
не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом
уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают
космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются пред-
ставления о сущности смерти, о продолжении существования после
смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать мир и
свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком,
как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит
от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений,
подсознательных явлений и т.д.
Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это
либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве),
либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы при-
- 13 -
роды, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их
существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы в ос-
новном считаются пищей и предметами пользования богов. На этом
этапе возникают мифы о появлении богов, об их влиянии друг на
друга, часто об их жизни и бессмертии. Человек боится смерти, и
поэтому бессмертие он приписывает богам.Ранее и сейчас мы встре-
чаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на
протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение
предкам. История этого культа тянется еще со времен племенного
устройства. Часто он связан с обожествлением самих предков и
представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил -
это почитание богов. Также существует правило сохранения государ-
ственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров и
выполнение своих обязанностей перед ним.
Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека.
Помимо них проявляются чисто нравственные понятия более свойст-
венные для мировых религий.
Итак Бог из животного проийдя некий путь развития переходит в
схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в
множественнном числе, которое является либо путем появления всего
сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и прави-
телеми мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и
решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.
В мировых религиях, которые мы рассмотрим чуть ниже, Бог
предстает несколько в иной ипостаси. Он опять же сохраняет за со-
бой права правителя, но теперь намного ярче выступают нравствен-
ные понятия.
* * *
На данный момент в мире существует три мировых религии: буд-
дизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями являет-
ся место распространения религии не зависящее от места ее возник-
новения.
- 14 -
 
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|