←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта рели-
гия распространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии
и других странах.
Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла
в 6-5 векох до н.э.
В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии был
сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сидд-
хартха, а позже Гаутама. Царевич никогда не видел вокруг себя
мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существова-
нии, проводя молодые годы за высокими стенами дворца. Толчком к
душевному перевороту послужили для царевича четыре встречи: дрях-
лый старик, жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах.
Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти. И решил
отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аске-
тизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу, доб-
ровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и поз-
нания истины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения.
Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли,
Гаутама внезапно достигает "просветления". Ему открывается вся
истина. С этого момента он становится Буддой - Просветленным. Он
пришел к убеждению, что обе крайности - и жизнь, полная удоволь-
ствий и похоти, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от
правильного пути. Первая - это "жизнь низменная, неблагодарная,
противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая - "жизнь мрачная,
недостойная, ничтожная". Правильный путь лежит по середине. Это
путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покою и к
просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страда-
ние. Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта
жажда "ведет от возрождения к возрождению". Прекращение страдания
заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение же-
лания". Человек должен подавить в себе всякое стремление к сущес-
твованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы
то ни было. Чтобы достичь этого, человек должен следовать "вось-
меричным путем", ведущим к прекращению страданий: "праведная ве-
ра, праведная решимость, праведные слова, праведный образ жизни,
- 15 -
праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание".
Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет ар-
хатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, иде-
альное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана
означает прекращение цепи перерождений, которые составляют удел
человека. Цепь перерождений у будистов называется сансара. Пере-
рождаясь, живое существо может принять не только человеческую
форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, бо-
жеством. Будда первый из людей достиг "просветления" и ему не
грозит уже новое рождение. Смерть Будды - это непосредственный
переход в нирвану.
Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущес-
твенно отрицательный характер: не убивать ни одного живого сущес-
тва, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Одно из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем
существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психи-
ческой жизни человека составляют отдельные драхмы ( означает за-
кон, учение, религия, истинно реальное, качество, основное значе-
ние - носитель своего признака, т.е. носитель душевных свойств).
Таких драхм у человека много. В числе драхм есть "чувственные",
"сознания" и еще несколько категорий, в том числе "неподверженные
бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человека драх-
мы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той
драхмы, которая создана всей деятельностью человека во время его
жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются,
уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совер-
шается вечный круговорот драхм, это мучительное "колесо бытия",
вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Буд-
ды.
Позже возникает учение о махаяне - "большой колеснице" или
"широком пути" спасения. Здесь Будда становится главенствующим
богом, возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны.
Еще одно новшество махаянистов - допущение мирян в нирвану (уче-
ние о рае). В раю сукхавати пребывают души праведников, которым
предстоит воплотиться на земле еще только один раз, прежде чем
- 16 -
достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушаю-
щих законы Будды.
Такова основа буддистского учения.
Ислам - самая поздняя по времени возникновения религия - она
возникла в 7 веке нашей эры в Аравии.
Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в
Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записан-
ных в священной книге Коране и передал их людям. Коран ("Коран" -
чтение) - основная священная книга мусульман. Это свод изречений
и поучений, продиктованных самому пророку архангелом Джебраилом.
Другая часть религиозной литературы мусульман - сунна (сонна),
состоящая из священнных преданий о жизни, чудесах и поучениях Му-
хаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее назы-
аются суннитами, они составляют значительное большинство в исла-
ме.
Жизнь пророка представляется таким образом: Мухаммед жил око-
ло 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где
нашел мало посдедователей и откуда ушел в Медину (переход для му-
сульман становится началом особого летоисчисления - мусульманской
эры). Здесь ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на
них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть
Аравии под знаменем новой религии.
В проповедях Мухаммеда
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|