ра. Согласно Судзуки, эта парадоксальность составляет самую суть
этих вопросов, предлагаемых обычно в форме анекдотов - в качестве
темы для медитации. Классический пример подобного анекдота - ВУ.
Однажды монах спросил у мастера: "Имеет ли собака также буддист-
скую природу?" - на что мастер ответил: "ВУ". Как замечает Судзу-
ки, это "ВУ" означает просто ВУ. Очевидно, именно так бы собака
сама ответила на вопрос. На первый взгляд кажется, что предложе-
ние подобных вопросов для медитации означает предвосхищение или
предположение окончательного результата, и что содержание медита-
ции ввиду этого будет предопределено, подобно некоторым медитаци-
ям йогов, субстанция которых определяется задачей, предложенной
учителем. Коаны, однако, настолько разнообразны, настолько двус-
мысленны, и, сверх того, настолько ультрапарадоксальны, что даже
эксперты остаются в полном неведении относительно того, что может
возникнуть в качестве приемлимого решения. Более того, описание
опытов настолько неясно, что ни в одном случае невозможно ощутить
какой-либо бесспорной рациональной связи между коаном и опытом.
Так как правильность ответа никоим образом не может быть доказана
логически, можно предположить, что метод коанов не накладывает ни
малейшего ограничения на свободу духовного проявления, и что ко-
нечный результат поэтому и из ничего иного, как индивидуальной
установки ученика. Полное разрушение рационального интеллекта,
преследуемое этой тренировкой, создается благодаря почти совер-
шенному отсутствию сознательной установки. При этом исключаются,
насколько возможно, именно сознательные, но не бессознательные
установки; т.е. существующая, но невоспринимающая психологическая
диспозиция, которая не что иное, как пустота и отсутствие устано-
- 5 -
вок. Это, естественно, данный фактор, и когда он отвечает, в чем,
очевидно, заключается сатори - это ответ самой природы, которая
сообщает о своей реакции непосредственно сознанию. Эта точка зре-
ния подкрепляется тем фактом, что "прыжок в свою естественную
природу", "естественный человек" и глубина бытия являются для
дзэнских мастеров предметом высшей заботы. Дзэн отличается от
всех других философских и религиозных медитационных практик прин-
ципом отсутствия установки. Ответ, который, очевидно, приходит из
пустоты, свет, вспыхивающий в кромешной тьме, - всегда оказывает-
ся опытом удивительного и священного просветления.
В истории религии Дзэн уникален во многих отношениях. Его
доктрины в теоретическом виде могут показаться спекулятивным мис-
тицизмом, но они представлены таким образом, что только посвящен-
ные, посредством долгой тренировки действительно достигшие проз-
рения на этом пути, могут понять их подлинный смысл. Для тех, кто
не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испыты-
вает Дзэна в повседневной деятельности жизни, его учение или,
скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл.
Такие люди, расценивали Дзэн, так или иначе, с точки зрения поня-
тий, считают его абсолютно абсурдным и бессмысленным, или наме-
ренно запутанным с целью скрыть его глубокие истины от непосвя-
щенных. Однако последователи Дзэна говорят, что кажущиеся его па-
радоксы возникли потому, что язык человека является очень плохим
средством для выражения глубочайших истин, истины эти не могут
быть превращены в предмет, умещающийся в узкие рамки логики. Они
должны быть пережиты в бездонной глубине души, после чего они
впервые станут осмысленными. Фактически же, нет более ясных и бо-
лее откровенных выражений, которыми когда-либо пользовались люди
- 6 -
для выражения своих внутренних переживаний. "Уголь черный" - это
довольно ясно; но Дзэн протестует "Уголь не черный" - и это тоже
довольно ясно, и даже яснее, чем первое утверждение. Но чтобы по-
нять это, нужно углубиться в суть вопроса. В связи с этим, личный
опыт в Дзэне - это все. Никакие идеи не понятны тем, у кого они
не подкреплены личным опытом.
Итак, Дзэн самым серьезным образом настаивает на необходи-
мости внутреннего опыта духовного. Он не придает большого значе-
ния священным сутрам или их толкованиям мудрецами или учеными.
Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему отк-
ровению, а самым практическим методом достижения духовного прос-
ветления последователи Дзэна считают практику дхьяна, называемой
в Японии "Дзадзен" (это можно, в общем, перевести "сидеть в меди-
тации").
В то время, как, с одной стороны, Дзэн в высшей степени абс-
трактен, его методологическая дисциплина, с другой, - приносит
огромную пользу человеку и определяет его мораль. Когда Дзэн вы-
ражается в нашей повседневной практической жизни, мы иногда забы-
ваем о его отвлеченности, и тогда-то как нельзя ярче и проявляет-
ся его действительная ценность, т.к. Дзэн находит невыразимо глу-
бокую мысль даже в таких простых вещах, как поднятый вверх палец
или простое приветствие, обращенное друг к другу, случайно встре-
тившихся на улице. В Дзэне самое реальное - это самое абстрактное
и наоборот. Вся система практики, принятая Дзэном является про-
дуктом этого основного духовного переживания. Дзэн мистичен, - да
иначе и быть не может, т.к. Дзэн является основой восточной куль-
туры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину
восточного ума, в связи с тем, что по природе своей мистицизм от-
- 7 -
рицает логический анализ, а логичность является основной чертой
западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком
большого значения несуществующим подробностям, а стремится, ско-
рее, к интуитивному постижению целого. Поэтому восточный ум, не
находит ясного и определенного выражения. В нем нет того индекса,
который бы сразу раскрывал его содержание 
|
|