Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Дзэн-Буддизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 

ра. Согласно Судзуки,  эта парадоксальность составляет самую суть

этих вопросов, предлагаемых обычно в форме анекдотов - в качестве

темы для медитации.  Классический пример подобного анекдота - ВУ.

Однажды монах спросил у мастера:  "Имеет ли собака также буддист-

скую природу?" - на что мастер ответил: "ВУ". Как замечает Судзу-

ки, это "ВУ" означает просто ВУ.  Очевидно,  именно так бы собака

сама ответила на вопрос.  На первый взгляд кажется, что предложе-

ние подобных  вопросов  для медитации означает предвосхищение или

предположение окончательного результата, и что содержание медита-

ции ввиду этого будет предопределено, подобно некоторым медитаци-

ям йогов,  субстанция которых определяется задачей,  предложенной

учителем. Коаны,  однако, настолько разнообразны, настолько двус-

мысленны, и,  сверх того, настолько ультрапарадоксальны, что даже

эксперты остаются в полном неведении относительно того, что может

возникнуть в качестве приемлимого решения.  Более того,  описание

опытов настолько неясно, что ни в одном случае невозможно ощутить

какой-либо бесспорной рациональной связи между коаном  и  опытом.

Так как правильность ответа никоим образом не может быть доказана

логически, можно предположить, что метод коанов не накладывает ни

малейшего ограничения на свободу духовного проявления,  и что ко-

нечный результат поэтому и из ничего  иного,  как  индивидуальной

установки ученика.  Полное  разрушение  рационального интеллекта,

преследуемое этой тренировкой,  создается благодаря почти  совер-

шенному отсутствию сознательной установки.  При этом исключаются,

насколько возможно,  именно сознательные,  но не  бессознательные

установки; т.е. существующая, но невоспринимающая психологическая

диспозиция, которая не что иное, как пустота и отсутствие устано-


                              - 5 -

вок. Это, естественно, данный фактор, и когда он отвечает, в чем,

очевидно, заключается сатори - это ответ самой  природы,  которая

сообщает о своей реакции непосредственно сознанию. Эта точка зре-

ния подкрепляется  тем  фактом,  что  "прыжок в свою естественную

природу", "естественный человек" и  глубина  бытия  являются  для

дзэнских мастеров  предметом  высшей  заботы.  Дзэн отличается от

всех других философских и религиозных медитационных практик прин-

ципом отсутствия установки. Ответ, который, очевидно, приходит из

пустоты, свет, вспыхивающий в кромешной тьме, - всегда оказывает-

ся опытом удивительного и священного просветления.

     В истории религии Дзэн уникален во  многих  отношениях.  Его

доктрины в теоретическом виде могут показаться спекулятивным мис-

тицизмом, но они представлены таким образом, что только посвящен-

ные, посредством  долгой тренировки действительно достигшие проз-

рения на этом пути, могут понять их подлинный смысл. Для тех, кто

не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испыты-

вает Дзэна в повседневной деятельности  жизни,  его  учение  или,

скорее, изречения,  принимают непонятный и даже загадочный смысл.

Такие люди, расценивали Дзэн, так или иначе, с точки зрения поня-

тий, считают  его абсолютно абсурдным и бессмысленным,  или наме-

ренно запутанным с целью скрыть его глубокие истины  от  непосвя-

щенных. Однако последователи Дзэна говорят, что кажущиеся его па-

радоксы возникли потому,  что язык человека является очень плохим

средством для  выражения  глубочайших истин,  истины эти не могут

быть превращены в предмет,  умещающийся в узкие рамки логики. Они

должны быть  пережиты  в  бездонной глубине души,  после чего они

впервые станут осмысленными. Фактически же, нет более ясных и бо-

лее откровенных выражений,  которыми когда-либо пользовались люди


                              - 6 -

для выражения своих внутренних переживаний.  "Уголь черный" - это

довольно ясно;  но Дзэн протестует "Уголь не черный" - и это тоже

довольно ясно, и даже яснее, чем первое утверждение. Но чтобы по-

нять это, нужно углубиться в суть вопроса. В связи с этим, личный

опыт в Дзэне - это все.  Никакие идеи не понятны тем,  у кого они

не подкреплены личным опытом.

     Итак, Дзэн самым серьезным образом настаивает  на  необходи-

мости внутреннего опыта духовного.  Он не придает большого значе-

ния священным сутрам или их толкованиям  мудрецами  или  учеными.

Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему отк-

ровению, а самым практическим методом достижения духовного  прос-

ветления последователи Дзэна считают практику дхьяна,  называемой

в Японии "Дзадзен" (это можно, в общем, перевести "сидеть в меди-

тации").

     В то время, как, с одной стороны, Дзэн в высшей степени абс-

трактен, его методологическая дисциплина,  с другой,  -  приносит

огромную пользу человеку и определяет его мораль.  Когда Дзэн вы-

ражается в нашей повседневной практической жизни, мы иногда забы-

ваем о его отвлеченности, и тогда-то как нельзя ярче и проявляет-

ся его действительная ценность, т.к. Дзэн находит невыразимо глу-

бокую мысль даже в таких простых вещах,  как поднятый вверх палец

или простое приветствие, обращенное друг к другу, случайно встре-

тившихся на улице. В Дзэне самое реальное - это самое абстрактное

и наоборот.  Вся система практики,  принятая Дзэном является про-

дуктом этого основного духовного переживания. Дзэн мистичен, - да

иначе и быть не может, т.к. Дзэн является основой восточной куль-

туры. Именно  этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину

восточного ума, в связи с тем, что по природе своей мистицизм от-


                              - 7 -

рицает логический  анализ,  а логичность является основной чертой

западного ума.  Восточный ум синтетичен,  он не  придает  слишком

большого значения несуществующим подробностям,  а стремится, ско-

рее, к интуитивному постижению целого.  Поэтому восточный ум,  не

находит ясного и определенного выражения. В нем нет того индекса,

который бы сразу раскрывал его содержание 

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»