←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ( вариант № 2)
( III КУРС, ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1996 / 1997 г.)
ФАКУЛЬТЕТ: КАТЕХИЗАТОРСКИЙ.
Ф.И.О. студента: Горбунов Дмитрий Александрович.
Дата выполнения работы: 26/02/1997.
1. Привести свидетельства Священного Писания, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог по естеству (свидетельства Самого Господа Иисуса Христа).
После исцеления расслабленного в субботу иудеи упрекают Его за нарушение покоя, на что Иисус отвечает: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5:17). В ответ иудеи “ещё более искали убить Его”, за то, что Он делает “Себя равным Богу” (Ин. 5:18). Не отвергая этого Иисус Христос утверждает Свое равенство Отцу:
Д “что творит Он, то и Сын творит также” (Ин. 5:19);
Д “как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет” (Ин. 5:21);
Д “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили и Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” (Ин. 5:22-23);
Д “Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” (Ин. 5:26).
Кроме того сами чудеса, творимые Иисусом свидетельствуют о Его божественности (Ин. 5:36; 15:24) и единстве с Отцом (Ин. 10:30,38).
Иисус неоднократно цитирует Писание, возвещавшее грядущего Мессию. Иудеи уповали на букву Закона, как на источник вечной жизни, но Писание лишь указывает на этот источник, который есть Христос (Ин. 5:39), способный подобно Отцу дать “жизнь вечную” (Ин. 10:38) овцам Своим.
Иисус Сам присваивает Себе свойства, присущие лишь Божеству:
Д вечность (“прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Ин. 8:58); “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Ин. 17:5));
Д всеведение (“Как Отец знает Меня, так и я знаю Отца” (Ин. 10:15); обращаясь к Нафанаилу, Иисус говорит: “прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя” (Ин. 1:48; см. Ин. 4: 17,50));
Д Христос есть “хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь миру” (Ин. 6:33), “хлеб жизни” (Ин. 6:48) источник жизни, из Которого истекает вода, “текущая в жизнь вечную” (Ин. 4:14; 5:24,40). В Его воле воскресить человека “в последний день” (Ин. 6:40) и даровать ему “жизнь вечную” (Ин. 10:28; 11:25).
Христос не раз говорит о теснейших, исключительных взаимоотношениях с Отцом, неповторимых более никем: “Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф. 11:27).
Одно из самых распространенных имен Иисуса Христа в корпусе Священного Писания 0 Сын Божий. На суде Каиафы, перед лицом надвигающейся смерти Христос исповедует Себя Сыном Божиим (Мк. 14:62). На протяжении всего Своего земного служения Он неизменно словом и делом являет Свое единство с Отцом Небесным (Мф. 7:21; 10:33; 18:35), называя Себя “Сыном единородным” (Ин. 3:16), т.е. Тем, чье место в мироздании исключительно и неповторимо по определению, “Богом истинным от Бога истинного”.
2. Как Вы понимаете термины природа (сущность) и ипостась (лицо)?
Введением четкого различия и противопоставления “ипостаси” природе мы обязаны отцам Каппадокийцам. “Сущность” и “ипостась” были известны уже Оригену и св. Дионисию Александрийскому, но при этом несовершенство догматических формулировок приводило к нарушению “не только единства существа, но и единства чести и славы”. Во времена становления троического богословия термины “upostasiz” и “ousia” были почти синонимами, например у Аристотеля, метафизическая схема которого была взята св. Василием Великим за филологическую основу учения о Пр. Троице, термин “первичная усия” означал индивидуальное существование, а “ипостась” - просто существование. В IV в. появилась острая необходимость нарождающимся лжеучениям противопоставить стройную богословскую систему с оригинальным понятийным словарем. И появление троичной терминологии послужило отправной точкой для развития христологического учения, а значит и решения антропологического вопроса.
Поэтому термины “ипостась” и
“сущность”, затертые долгим философским и бытовым употреблением, требовалось
наполнить новым смыслом. Свв. Отцы под “сущностью” понимают “общее или родовое
бытие”,
присущее всем представителям данного рода без исключения “таково, например,
имя: человек. Ибо произнесший слово сие означил этим именованием общую природу,
но не определил сим речением какого-нибудь одного человека, собственно
означаемого сим человеком”, - говорит св. Василий Великий
“Имя “сущности” очерчивает некоторый круг характерных определений”. Ипостаси же разбивают этот круг на сектора посредством увеличения числа признаков, свойственных исключительно данному индивиду и не распространяющихся на весь род.
В связи с разрозненностью человеческой природы ипостась человека сближается с понятием “индивидуум”. Для описания божественного бытия “ипостась” должна быть ограничена, как от “модуса” - трехликой личины единого Бога, так и от “индивида” - неделимого - , предъявляющего права на единоличное владение своей природой, т.к. здесь идет речь о триединстве. Ни одна из Ипостасей, в полной мере обладая Своей божественной природой, не вырывает ее из триединства, не прерывает поток взаимообщения. Поэтому при абсолютном единстве Трех в обладании неделимой простой природой, принадлежащей в полной мере Каждому, наиболее реально и полно проявляется личное творческое бытие, основанное на абсолютном безусловном ипостасном различии.
3. Привести свидетельства Священного Писания о безгрешности Спасителя.
Из христианской понирологии известно, что грех есть непослушание воле Божией, а т.к. именно в Нем разрешены все противоречия этого мира, то и излишне говорить о возможности нарушения Им Своей всеблагой воли.
Но после Боговоплощения встает вопрос: насколько Господь Иисус Христос владел своей человеческой природой, насколько во Христе воля человеческая подчинена воле Божией. Все эти сомнения заключены в риторическом вопросе Христа к иудеям: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Ин.8:46). На протяжении всей Своей земной жизни Господь подвергался внешним искушениям и преодолевал их (Мф.4:1-11; Мф.16;21-23; Ин.7:5; Лк.20:22-25; Мф.11:3; Мф. 27:42 и др.), являя полное подчинение Своей человеческой воли - воле Божией.
Христос Сам не раз говорит о непричастности к греху. Перед крестными страданиями Христос свидетельствует: “Идет князь мира сего, и во мне не имеет ничего” (Ин.14:30) - дьявольская ржавчина, изъедающая мир ни в чем не коснулась Спасителя, пришедшего в мир, чтобы освятить его Своим искупительным подвигом. Ближайший ученик Иисуса Петр говорит о Господе: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1Пет.2:22). Иоанн Креститель, преклоняясь перед Иисусом, называет
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|