←предыдущая следующая→
1 2 3
1. Блаженный Августин ,основываясь на собственном духовном опыте, говорит о том, что познание духовных истин произрастает из молитвы, молитва же есть следствие веры, причина веры - знание ,приходящее от «рассматривания творений»(Рим.1.20) и принятия откровения Бога о Себе (естественное и сверхъестественное откровение) .Знание, вера и молитва - это взаимообусловленные душевные факторы ,действующие в здоровом человеке совместно и сонаправленно : разум познает ,дух взывает к Господу ,душевные силы веруют. Но данное разделение весьма условно ,т.к. находится на понятийном уровне ,а все душевные процессы происходят в единой человеческой личности.
Человечек обретает целомудренное единство веры ,молитвы и знания через соединение души с Господом, только тогда, когда он ищет Любви ,Истины ,Добра ,Силы ,Свободы, ищет и в неисчерпаемой полноте находит все это в Боге .Но всеми своими духовными достижениями человек обязан исключительно действию Духа Божия .Причина же «беспокойства сердца» коренится в самой природе человека .Это ,по терминологии Владимира Соловьева, отрицательная безусловность (безграничное и ничем до конца неутолимое стремление к обладанию) и безусловность положительная (неудовлетворенность конечным содержанием ,требование его полноты и всеобъемлемости) ,обретаемая лишь в Господе .
2. а) Кроме догматов, в Церкви существуют и такие понятия ,как «частное
богословское мнение» (личное
суждение церковного деятеля) и «теологумен » (богословская идея, выраженная
кем-либо из отцов Церкви).Ересь же - это сознательное противление соборно выраженному
учению Церкви ,возникающее «не от слабости ,а от упорства воли»
б) По
свидетельству многих богословов, большинство искажений в жизни католического
мира коренятся в учении о Filioque. Появление filioque стало следствием понимания
личности в качестве отношения. «Отношения вместо того, чтобы
отличить Ипостаси с Ними отождествляются»
Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на молитвенном опыте. Достаточно вспомнить такие неприемлемые в православии факты, как чувственная медитация, эротическая мистика Терезы Авильской и Анджелы, экстатическое почитание страданий Христовых и частей Его тела. Результаты применения подобного рода практик пагубно сказывается на духовной жизни практикующих.Умаление Святого Духа в Троице отражается и в римской экклезиологии: единство Церкви зиждется не на действии Святого Духа, а на первенстве Римского папы.
3. Способность к богопознанию органически присуща человеческой природе. «Душа по своей природе - христианка»,- говорит Тертуллиан. Действительно, стремление человека к красоте, добру, любви, единству, ко всему тому, что свойственно природе Божественной на протяжении всей его жизни противостоит темному животному началу. И борьба между первым и вторым идет всегда, на каком бы нравственном уровне не находился человек. Предпочтение истины своим близким, выбор, выбор между Богом и мамоной, между собственным благополучием и благополучием ближнего, сострадание и безразличие - эти проблемы встают перед каждым. И только познание истинного Бога позволяет в полной мере реализовать весь положительный потенциал человека.
«Сказал безумный в сердце своем - «нет Бога»»(Пс.13.1). Человеку нечего ответить в свое оправдание о незнании Бога. Ибо, «что можно знать о Боге, явно»(Рим.1,19) для всех, «невозможно не знать воздуха», «сила Его и Божество...через рассматривание творений видимы» (Рим.1.20). Бог «недалеко от каждого из нас»(Деян.17,27) и, сотворив человека, Он дает каждому в свою меру все необходимое как для физического существования, так и для духовного развития. И только сознательное «безумие» - нежелание следовать истине и совести, предпочтение своего животного «Я» находящемуся «близ всех» Богу «омрачает страстями душу»(Иоанн Кронштадтский), «омрачает сердце»(Рим.1.21), заглушает голос Божий, звучащий в человеке. Нечистое сердце «Бога узреть» не может. Вследствие этого люди, сознательно идущие против совести, все более и более извращают свое назначение: сердце становится «похотливым»,ум «превратным»,нравственное становится безнравственным. Ап. Павел красочно показывает постепенную демонизацию и гибель людей, выбравших самость.
4. Познание Божественной сущности существами тварными невозможно. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего»(1.Кор.2,11),Он «...обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может»(1.Тим.6,16). Божественная природа вследствие «радикальной нетождественности между тварью и Богом», превосходящего «всякое разумение и всякую сущность», остается трансцендентной
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|