Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Догматическое богословие

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая следующая→
1 2 3 

трансцендентной для всего тварного  и единственный путь познания природы Бога - это апофатическое отвержение всего того, чем Бог не является. Для нас природа Бога покрыта ни чем не преодолимым мраком, это-бездна незнания, неименуемая, незримая, безобразная и беспредельная.

«Блаженство не в том, чтобы что-то знать о Боге, а в том, чтобы иметь Его в себе»,- говорит Гр. Нисский. Человек с Божьей помощью в состоянии превзойти себя и через приобщение к Божественному Свету вместить в себя Бога невместимого, стать «Троицы вселением». «Бог именуется Светом не по Своей сущности, но по Своей энергии»,- говорит Гр. Палама. Свет, или энергии, являющие Божественную природу в тварном бытии и затмевающие мрак Божественной сущности, - это живые и личные силы, в которых в полной мере присутствует Бог и которыми Бог является. Действуя в человеке, обоживая его, благодать Святого Духа, проявляемая вне сущности Бога и от неё не отделимая, позволяет человеку опытно утверждать о том, чем Бог является по существу : Премудростью, Любовью, Силой, Светом, Милостью...

          5.   Основой Божественных имен являются Божественные энергии. Это то, что собственно именуется.Через энергии Господь проявляется вне Своей природы. Это «действования» Бога вне Себя, которые позволяют сказать о том, что есть Бог. Но как луч не может сравниться с Солнцем и как все поступки человека до конца не исчерпывают его, так и весь континуум имен Божиих не может объять Божественную сущность. Существуют два пути богопознания. Один, относящийся к Его природе, позволяет сказать о том, чем Бог не является. «Природа Божия не может быть ни выражена словом, ни охвачена мыслью», она «непознаваема и неизреченна для всех и навсегда. Нет имени, ни в сем веке, ни в будущем, чтобы ее назвать..., могущего дать о ней какое-нибудь сведение кроме совершенной непознаваемости, которую мы исповедуем, отрицая все, что существует и может иметь имя». Это путь апофатического богословия. Но Бог открывает Себя через Свои энергии, посредством которых мы можем быть «причастниками Божеского естества». Именуя Божественные энергии и «те совершенства, которые мы видим в тварном мире», мы через утверждения познаем то, что есть Бог. Это т.н. положительное или катафатическое богословие. Учение о Божественных энергиях и именах было догматизировано Церковью на «паламитских» соборах в Кпле в 1351 и 1368 гг.

          6.   Эта часть символа появилась в ответ на ересь докетов и николаитов. Докеты, под влиянием восточных языческих воззрений на материю, как на зло, не могли допустить возможности воплощения Бога Слова. Поэтому они утверждали, что воплощение Христа было призрачно и Он только казался страждущим. Николаиты развивали учение о необходимости умерщвления плоти и возвышения свободы духа.

          7.   В Церкви времен первых Вселенских соборов возникла ересь, отвергавшая богодухновенность Св. Писания и утверждавшая, что Ветхий Завет написан не Духом Святым.

          8.   Маркелл Анкирский (IV в.) учил о рождении Сына в один из эонов, которому должен прийти конец. Логос воплотился для мира. И поэтому царство Логоса должно кончиться и перейти в царство Божие.

          9.   По мнению многих исследователей, символ I Вселенского собора был качественно переработан и расширен. Более того, для Никео-Цареградского символа была выбрана другая основа. Из 170 слов символа I Вселенского собора Никео-Цареградский символ включал в себя лишь 33.

В учение об Отце, по причине отсутствия споров, было введено лишь небольшое уточнение : «Творца неба и земли». В учении о Сыне слова «из сущности Отца, Бога от Бога» были заменены словами «прежде всех веков» для опровержения учения Маркелла Анкирского. Выражение «Бога от Бога» являлось тавтологией, поэтому оно было опущено. Выражения Никейского символа : «рожденный от Отца, т.е. из сущности Отца», и «единосущный Отцу» могли привести к выводу о рождении, а затем только приобретении свойств Божественной природы. Слова же «прежде всех веков» исключали какое-либо превратное толкование. При этом выражение «на небе и на земле» было вычеркнуто. В учение о воплощении Слова свв. Отцами были вставлены некоторые слова, уточняющие православное учение о плотской природе Богочеловека и о истории боговоплощения («сошедший с небес» и «воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы»). Для того, чтобы подчеркнуть историчность пришествия Христа, для указания на конкретный исторический момент были введены слова «при Понтийском Пилате». Реальность воплощения подчеркивает и слово «погребенного». Свв. Отцами было пояснено, что во втором пришествии Господь, в отличие от первого, явится во всей Своей славе. К символу было прибавлено учение о Св. Духе, божественность Которого отрицалась духоборцами, о Церкви, крещении, воскресении мертвых и «жизни будущего века».

Т.о. Никео-Цареградский символ исповедует ту же самую апостольскую, православную веру, что и Никеский, но более полно и богословски точно определяет основные догматические истины, нападки на которые испытывала Церковь с первых же веков своего существования. Об этом же свидетельствуют и сами свв. отцы собора 381 г.: «...в нем (символе) мы пространнее исповедали веру...» В «Диалоге о Св. Троице» под псевдоэпиграфом Афанасия Великого говорится о том, что в символ было прибавлено «то, что тогда было не исследовано и что теперь благочестивые отцы истолковали».



Примечания.

Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»-СПб.: Худож. лит-ра, 1994 - 528 с.,с.62.

Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.,с.145.

Лосский В.Н. .Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Москва, 1991 - 281 с.,с.47

Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство западноевропейского экзархата. Московский патриархат, 1989 - 498 с., с.473

Кураев А., диакон. Традиция...с.166

Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на Деяния апостольские. Репринтн. изд.,478 с., с.337.

Лосский В.Н. По образу и подобию. Издательство Свято-Владимирского Братства. Москва, 1995-198с.,с.46.

Лосский В.Н. По образу и подобию ...,с.47.

Лосский В.Н. По образу и подобию ...,с.46.

Лосский В.Н. По образу и подобию ...,с.62.

Лосский В.Н. .Очерк мистического ...,с.31.

Лосский В.Н. По образу и подобию ...,с.58.


←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»