Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Жизнь и смерть в буддизме

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

примеру стола), отрицает реальность «я» первого лица и все остальные «я». Все это – иллюзии, реален только абсолют, и если называть буддизм реализмом, то только по отношению к нему. Идеализмом буддизм также не является, так как хотя он и отрицает вещи в себе внешних объектов, предметы не являются «представлениями» или продуктами «сознания». Восприятие предмета – иллюзия, но не галлюцинация. Если в темноте человек видит змею, которая в последствии оказалась веревкой, то веревка все равно имела место. Люди, которых видит индивид – иллюзии, но за ними стоит такой же вихрь элементов, какой создал индивида и его мир. Точек соприкосновения нет, элементы одного мира никогда не смогут войти в состав другого.

Теория спасения

Элементы, поток которых формирует феноменальный мир, являются проявлениями субстанции, лежащей в основании вихря элементов, разбиваются на единичные элементы и носят название дхармы. О природе и познаваемости дхарм у разных школах буддизма не было единого мнения, но все сходились в одном: танец дхарм является причиной иллюзии человека и идея спасения человека основана на принципе «успокоения» дхарм. Иллюзия человека и переживаемого им мира является результатом волнения, суеты этой  метафизической сущности.

Прозрение состоит в постижении человеком того принципа, что такого волнения не должно быть, что в человеке изначально присутствует тенденция успокоения, что абсолютная сущность стремится к состоянию покоя, и, таким образом прекращению бытия. Познавший эту истину вступает на путь к окончательному покою. Путем подавления страстей он останавливает проявления все большего количества элементов , пока наконец не наступит полная тишина – остается только абсолютная сущность в состоянии полного спокойствия.

Волнение, или помрачненность непознаваемой сущности бытия, не имеет начала, земная жизнь – только один из бесчисленных краткий периодов, переживаемых тем абсолютным, что лежит в основе каждой личности и ее мира. Число личностей бесконечно, и каждая спасает только себя.

Буддийская этика направлена на достижение в конечной цели спасения. Предмет учения буддизма разбит на четыре отдела, четыре «истины».

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Главнейшим доктринальным положением буддизма выступает учение о четырех «благородных истинах». Философия буддизма, по мере своего развития, обретала все большую автономность и ставила проблемы, непосредственно не связанные с нуждами доктрины, но сама ее направленность, как религиозной философии, не могла выйти за установленные идеологические пределы. Учение о «четырех благородных истинах» выступает в роли такого идеологического ограничителя.

Четыре «благородные истины» объединяют положения, известные под следующими условными названиями: «истины» страдания, возникновения страдания, пути избавления от страданий, возможности следовать по этому пути.

Истина страдания (все есть страдание) представляет собой изложение факта неудовлетворенности человеческого существования в мире причин и следствий. Основная характеристика эмпирического человеческого существования (дукха), направленного на индивидуальную установку (упадана), порождает жажду испытывать чувственный опыт (влечение к приятному и стремление избежать неприятное), и определяется как сансара. Но воздействие причинно-следственных связей, которого индивид не замечает, создает всеобщую зависимость и, соответственно, непостоянность состояний, которая и есть страдание. Но страдание в буддийском смысле (дукха) не имеет ничего общего со страданием христиан. В христианском смысле страдание - это кара бога за грех (ветхий завет), либо залог спасения, как любовь бога к человеку (новый завет). В буддийской традиции дукха фигурирует как мировоззренческий принцип и разворачивается в ходе анализа эмпирического существования. Понятие дукха лишено какой бы то ни было моральной оценки. Дукха – следствие незнания (авидья). В следствии авидьи индивид может лишь частично контролировать свои действия. Такое существование является стихийным, нестабильным, и воспринимается как безусловно страдательное.

Истина причины возникновения страдания (у страдания есть причины) важна для понимания того факта, что страдание рассматривается не как вечный и неизменный атрибут существования, а как следствие своих причин. Причины страдания – деятельность (всякая неосознанная деятельность, в том числе эмоции, и т. д.) субъекта.

Истина прекращения страдания (страдание можно прекратить). Прекращение действия причинно–следственных связей возможно лишь в том случае, если субъект имеет к этому соответствующие психофизические предпосылки, а истинная природа субъекта содержит в себе потенции, позволяющие выйти из круга сансары.

Истина пути (есть путь, прекращения страданий) - это описание практики преобразования индивидуальной психики для приближения к главной цели – успокоение, достижения нирванического состояния, устранения индивидуального отношения к окружающему миру и фактам внутреннего психологического опыта.

На основе изложенного можно сделать вывод, что западная концепция жизни и смерти не корректна по отношению к буддизму, и, как таковая, рассматриваться не может.


Заключение

Для того, чтобы определить, что есть жизнь и что есть смерть в буддизме, необходимо сопоставить трактовку этих терминов западным и индийским институтами, то есть для ответа на этот вопрос в самом начале необходимо определить, что есть жизнь и смерть для европейца, и что под ними понимают индусы. Учитывая кардинальную разницу в вопросах мировоззрения двух систем, корректный ответ на этот вопрос дать крайне затруднительно, если вообще возможно. Корректней будет попытка хотя бы приблизительно изложить суть учения Будды, попытка чего и была предпринята в этой работе.


Список литературы

1.     Васубандху «Абхидхармакоша» – Наука, 1990.

2.     «Вопросы Милинды (Милиндапаньха)» – Наука, 1989.

3.     «Буддизм в переводах» – Андреев и сыновья, 1993.

4.     О. О. Розенберг, «Труды по буддизму» – Наука, 1990.

5.     «Буддизм и культурно – психологический традиции народов востока» – Наука, 1990.

6.     Л. С. Васильев, «История религий востока» – Высшая школа, 1983.

7.     «Буддизм, история и культура» –  Наука, 1988.

8.     В. П. Андросов, «Нагарджуна и его учение»; Наука, 1990.

9.     Психологический аспекты буддизма – Наука, 1991.

10. Сатиочандра Чаттерджи, «Индийская философия» – Селена, 1994.

11. Н.В. Исаева, «Шанкара и индийская философия» - Москва, 1991.



Из Джатак

Составляющие кармической энергии

Радхакришнан С. Индийская философия М., 1956- Т. 1.

Вопросы Милинды.

Рерих Ю. Н. Тибетский язык.- М., 1961.

Розенберг. Труды по буддизму.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»