←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Методическое пособие
ПО КУРСУ:"Основы религиеведения"
РАЗДЕЛ:"Протестантизм"
Сост.: Федосеев А.В.(МВД-97-1)
Рец.: Журавлева О.И.
Донецк,1997
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение.............................................................3
1.Возникновение протестантизма.......................................-
2. Распространение протестантизма....................................4
3. Религиозное содержание............................................5
4. Направления современного протестантизма:..........................6
4.1. Лютеранство.....................................................-
4.2. Кальвинизм......................................................8
4.3. Англиканство....................................................9
4.4. Старокатолики...................................................-
4.5. Меннониты.......................................................-
4.6. Баптизм........................................................10
4.7. Квакеры........................................................11
4.8. Методизм........................................................-
4.9. Мормоны.........................................................-
4.10. Адвентизм.....................................................12
4.11. Свидетели Иеговы...............................................-
4.12. Армия спасения................................................13
4.13. "Христианская наука"...........................................-
4.14. "Христианское содружество".....................................-
4.15. Пятидесятники, пятидесятничество на Украине: .................14
4.15.1. Позднее образование протестантизма - пятидесятничество.......-
4.15.2. Современное состояние пятидесятничества......................-
4.15.3. Кризисные процессы в современном пятидесятничестве..........15
4.16. Перфекционисты................................................16
4.17. Вальденсы.....................................................17
4.18. Моравские братья...............................................-
5. Экуменическое движение............................................-
6. Список использованной литературы и литературы, рекомендуемой для
использования при рассмотрении раздела "Протестантизм" .............19
ВВЕДЕНИЕ.
В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное
по существу движение,направленное против феодализма и его церковного выражения
- католицизма,против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии.
Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление
Мартина Лютера против индульгенций. Лютер выступил против претензий
католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника
между людьми и Богом.Человек может спасти душу только посредством веры,которая
непосредственно даруется Богом,без помощи церкви.Это учение Лютера о спасении
или оправдании верой в искупительную жертву Христа,стало одним из центральных
догматов протестантизма.
Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о
равенстве всех верующих перед Богом.Было выдвинуто требование упразднения
обособленного сословия священников, устранения монахов,прелатов,римской курии,
т.е. всей дорогостоящей иерархии.Был отвергнут и авторитет папских декретов и
посланий, решений соборов,единственным авторитетом в вопросах веры было
признано "священное писание".Переведенная Лютером на немецкий язык Библия
стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.
Учение Лютера рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу.
Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение.Из
учения Лютера следовало, что мирская жизнь человека и общественный
порядок,который должен обеспечивать человеку возможность отдаваться вере,
составляют важный момент христианской религии.
1.Возникновение протестантизма.
Протестантизм возник в ХIV в., в эпоху Реформации.Разновидности
реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм.
Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли и Кальвин, гораздо более
последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного
движения. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной
католицизма, отказавшись от признания особой магической силы - благодати за
последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и
причащением ; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в
память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами
его тела и крови.Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Одним из
главных догматов кальвинизма является учение об " абсолютном предопределении "
: еще до " сотворения мира " Бог якобы предопределил судьбы людей, одним
уготован рай, другим - ад, и никакие усилия людей не могут изменить то, что
предначертано Всевышним. С самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость
ко всякому проявлению инакомысли. Кальвинизм радикально реформировал
христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты
католического культа ( иконы, облачения, свечи и т.д.) были отброшены.
Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение
псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (
пресвитеры ) и проповедники.
Реформация в Англии нашла несколько иной характер по сравнению с Германией
или Швейцарией. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость
церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. Со временем влияние
протестантизма на английскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с
католицизмом. Английская церковь приняла протестанские догматы об оправдании
верой и о "священном писании " как единственном источнике веры ; отвергла
учение католицизма об индульгенциях , о почитании икон и мощей. В то же время
признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей им церкви.
Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов,
остался неприкосновенным епископат.
В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменами кальвинизма. В
конце 60 - х гг. XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и
поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась
выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания
единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с
этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и
сохранено пресвитерство в духе кальвинизма.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|