Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики

←предыдущая  следующая→
1 2 

Орловский Государственный Университет

 

Реферат на тему:

«Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики»

                                                          Составил

                                                студент 203 группы

                                                          юридического факультета

                                                          Колесников Александр

Орел, 1999 г.


Содержание:

 TOC \o "1-3" Понятие о гомилетике, как о науке................................................................................................ PAGEREF _Toc478918930 \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370038003900310038003900330030000000

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики.................................................... PAGEREF _Toc478918931 \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370038003900310038003900330031000000

Гомилетика в христианских православных школах..................................................................... PAGEREF _Toc478918932 \h 6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370038003900310038003900330032000000

Афоризмы митрополита Филарета............................................................................................... PAGEREF _Toc478918933 \h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370038003900310038003900330033000000

Список использованной литературы.......................................................................................... PAGEREF _Toc478918934 \h 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400370038003900310038003900330034000000


Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни:

1)       огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется;

2)       абсолютное знание предмета;

3)       доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики;

4)       высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;

5)       тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики

Главное качество Гомилета

опытность духовная,

благоразумие, усердие, молитва

Свт. Филарет

Значение деятельности святителя Филарета в истории Российской церкви невозможно переоценить и это касается всех без исключения проявлений его многогранной личности. Но особое место в его жизни и деятельности занимала проповедь Слова Божьего.

Дар проповедника - один из первых, отмеченных наставниками будущего святителя, проявил себя уже в самые ранние его годы. Проповедь молодого учителя греческого и еврейского языков Василия Дроздова, едва оставившего ученическую скамью, была опубликована отдельным изданием. Это была честь, которой удостаивались не все иерархи.

К сожалению, святитель, считавший проповедь одним из важнейших пастырских служений, не оставил полной, систематической, законченной теории гомилетики. В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета (т.1) мы находим подробный конспект по гомилетике, которую он называл Theologia Homiletica, то есть богословие собеседовательное - написанный им в обобщение своего опыта и как назидание преподавателям духовных училищ, которые ему постоянно приходилось инспектировать. Гомилетику святитель определяет, как наставление употреблять слово Божие в научениях для назидания церкви. И эта идея о необходимости назидания церкви, народа Божьего была центральной в жизни святителя и проявлялась многогранно: в его заботе о переводе Библии на русский язык, в написании Пространного катехизиса, в преподавательской деятельности и, конечно, в проповеди.

Хотелось бы особое внимание обратить на такую черту проповеднического таланта святителя, как пастырская мудрость, которая не давала ему, блестяще владевшему словом, поддаваться всякого рода ораторским искушениям и прелестям, не давала ему отрываться от требований жизни, но быть чутким к духовному состоянию паствы. Но при этом святитель никогда не угождал чьим-то вкусам и мнениям.

Единственное, что может быть материалом проповеди, согласно Филарету - это догматы или вера православная и строгое нравственное учение. Известно, что митрополит не одобрял мелочных тем, а так называемые популярные проповеди, а тем более нападки в церковной прессе (которыми очень грешат наши современные православные газеты) назывались им несветлою стороной духовной литературы. И как бы предвидя современное состояние нашей духовной прессы он писал: обличительная и спорная литература не должна забывать, апостольского наставления: аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдите же да не друг от друга исстреблени будете .

Очень современно звучат и слова святителя Филарета о том, что желающие христианского наставления не находят, где получить оное. Равнодушные к нему не привлекаются и не возбуждаются... Грубое же незнание ведет к грубым порокам.

Хотя в его время проповедь была в явном пренебрежении и даже в начале 60-х годов XIX века считалась иными анахроизмом, митрополит Филарет считал ее важной частью богослужения. В 1865 году в письме к викарию еп. можайскому Савве он замечает: Если время не благоприятствует протяженному слову: и краткое может принести пользу. Народ наш еще не довольно настроен к напряженному и продолжительному вниманию: краткое, близкое к разумению их сердцу слово он берет и, не роняя, уносит. Поэтому такое большое значение придавал святитель научению проповеди: Упражнение воспитанников духовных училищ в сочинении слов церковных, для снискания в сем навыка, должно быть продолжаемо через все время учения богословского.

Очень интересны и некоторые советы святителя Филарета, даваемые им в рецензиях на проповеди. Например, в отношении проповеди политического содержания он писал: Безопаснее, надежнее и сообразнее с долгом проповедника работать на своем поле и говорить о вере и нравственности . В письме священнику, увлекшемуся обличениями святитель писал: учить в обличать нужно без точного указания на лица, ибо те, которые приметят, что им наносятся удар, сомнительно, вразумятся ли, или только прогневаются. От неумеренности в обличениях может родиться в сердцах слушателей раздражительность, которая закладывает ухо сердца их. Во время холеры святитель наставлял: надлежит касаться сего предмета таким образом, что не приводить опасностию в упадок духа народа, но побуждать, дабы молитвою и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога...

Многие современники и исследователи наследия митрополита Филарета отмечали остроту его слова. В связи с этим интересен пример его отзыва на проповедь диакона, сказавшего такую фразу: ...многие лежат на мху беспечности и остаются на кочках лености. На что митрополит наложил такую резолюцию: Подтвердить диакону, чтобы он не лежал более на мху беспечности и на кочках лености; а сочиняя проповеди заблаговременно, предоставлял их цензору, дабы находящийся в них мох и кочки можно было выдрать сохою здравой

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»