←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
"Читая старую литературу, мы должны помнить, что и старое не
устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время, на
иные общественные условия. Взгляд историка никогда не дол-
жен оставлять нас, иначе мы ничего не поймем в культуре и
лишим себя величайших ценностей, которые вдохновляли наших
предков (2, с.6)."
Академик Д.С.Лихачев.
ВСТУПЛЕНИЕ
На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог
и тропинок; они испытали и взвесили почти все, что в состоянии
был охватить человеческий дух,- от мироотрицающей мистики до бо-
гоотрицательного материализма. И лишь тогда, когда пути эти были
пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь библейским язы-
ком, "полнота времени" (4, с.7).
В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который
на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. Религия
была решающим импульсом во многих исторических движениях. Приня-
тие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, экспан-
сия ислама, реформация западной Церкви стали подлинными вехами в
жизни человечества. Даже сама борьба против религии есть косвен-
ное признание ее значения (4, с.7).
Влияние религиозной веры распостраняется и на грандиозные
социальные потрясения, и на интимнейшие стороны человеческого
сердца. И именно последнее состовляет ее главную силу (4, с.7).
В истории человечества нет ни одного народа, который был бы
совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми
по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые прини-
маются ими на веру,- это по существу перелицованная религия. В
результате возникают верования атеизма, украдкой привносящие
сммысл в бессмыслицу, предназначенные примирить человека с тем,
что он по самой природе своей не может принять. Нынешний атеизм
не какая-то принципиально новая ступень сознания, но вскрытие
реального соотношения духовных уровней в обществе (4, с.8).
От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удиви-
тельные изменения и метаморфозы, живет религия неразрывно с чело-
веческим духом, с мировой культурой. Египетские храмы и вавилон-
ские гимны. Библия и Парфенон, готические витражи и русские ико-
ны, "Божественная комедия" Данте и творения Достоевского, мысль
Платона и Кьеркегора, музыка Баха и Бриттена, социальные идеи Са-
вонаролы и Мюнцера - все это коренится в религии, которая вносит
в земную жизнь высший смысл, связывая ее с Непреходящим... Формы
культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает че-
ловек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем,
какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы
вдохновлляют его творчество (4, с.184).
Почему же сегодня для нас так важна эта тема? В наш век пе-
редовых технологий и атомной бомбы - необычайно возрос интерес ко
всему необычному, таинственному и мистическому. Думаю, что приме-
ров этому приводить не надо,- им наполнена вся окружающая жизнь,
интерес к нему проявляется у всех, и в контексте современной жиз-
ни тема христианства окажется весьма своевременна и необходима
(18, с.3).
Также, эта тема напоминает нам о тех нравственных идеалах,
на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. Миф об
отсталости Древней Руси давно развеян учеными, но по-прежнему
продолжает корениться в сознании огромного числа наших соотечес-
твенников. Мы уже поняли высоту древнерусского ремесла, порой уже
недостижимого для нас, начинаем понимать и значение древнерус-
ской культуры (21, с.5).
I. У ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА
История христианской религии насчитывает теперь вот уже две
тысячи лет, однако ее идеологические и ритуальные истоки можно
обнаружить примерно за столетие до начала новой эры. Это одна из
трех наиболее распостраненных религий мира, как по ее географии,
так и по числу исповедуующих ее людей. Около трети жителей плане-
ты включается церковной статистикой в общее определение "христиа-
не"(20, с.5).
Христианская религия возникла в рамках процесса перехода от
высшего этапа утверждения рабовладельческой системы к дифференци-
рованным формам полусвободного положения, вассальной и крепос-
тной зависимости в деревне (20, с.6).
Это был период, когда на фоне безысходных бедствий несмет-
ных масс людей, лишенных каких бы то не было свобод и перспектив
на этой Земле, обозначилось учение о некоем "спасении", пропове-
довавшее надежду на счастливую жизнь, равенство хотя бы в ином
мире,- ожидание, бесспорно, иллюзорное, которое, однако, несло в
себе мощный заряд человеческих чувств, различно выражавшихся и
преломлявшихся в социальном окружении, политической и культурной
среде своего времени (20, с.7).
Христианство, хотя и связанное происхождением с иудаизмом и
со своими первичными формами на земле Палестины, формировалось в
совершенно ином окружении, возникшем в процессе политического,
экономического и культурного сплочения, навязанного Римской импе-
рией всем народам греко-римского мира, жившим в бассейне Среди-
земноморья. Таким образом, в отличии от буддизма и ислама, хрис-
тианская религия очень рано оказалась связанной с людьми и стра-
нами, совершенно отличными от людей и стран, которые ее породили
И в дальнейшем на процесс формирования и развития культа, доктри-
ны и институтов христианской религии оказывали определяющее влия-
ние сначала постепенное расшатывание желехных оков рабовла-
дельческого общества, затем - социальные институты средневековья
и, далее,- разрушивший их порыв торговых мануфактурных групп, ко-
вавших новое промышленное общество. На всех этапах этого процес-
са обновлялась нравственная, понятийная, теологическая традиция
этой религии, неизменно отягченная, однако обращением к прошлому
(20, с.8).
1.1. Возникновение христианства: проблема источников
Сведения о возникновении христианства, о христианских общи-
нах содержатся в различного рода христианских произведениях -
евангелиях, посланиях, адресованных различным общинам и даже от-
дельным лицам, деяниях апостолов, апокалипсисах (описаниях виде-
ний и пророчеств). Часть из этих произведений была впоследствии
отобрана оформившейся церковью в собрание священных книг, а часть
- объявлена запрещенными, "апокрифическими, т.е. тайными. Но на
раннем этапе развития христианства не было четкой разницы в отно-
шении к произведениям, которые затем стали каноническими, и тем,
которые получили название апокрифов. Для восстановления истори-
ческой картины раннего христианства необходимо использовать и те
и другие (16, с.56).
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|