Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Религия /

Христианизация восточных славян

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

  "Читая старую литературу, мы должны помнить, что и старое не

   устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время, на

   иные общественные условия.  Взгляд историка никогда не дол-

   жен  оставлять нас, иначе мы  ничего не поймем в культуре и

   лишим себя величайших ценностей, которые  вдохновляли наших

   предков (2, с.6)."

                                         Академик Д.С.Лихачев.

 

                            ВСТУПЛЕНИЕ

     На протяжении веков люди исходили несметное множество  дорог

и тропинок;  они испытали и взвесили почти все,  что в  состоянии

был охватить человеческий дух,- от мироотрицающей мистики до  бо-

гоотрицательного материализма. И лишь тогда,  когда пути эти были

пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь библейским язы-

ком, "полнота времени" (4, с.7).

     В духовной жизни человечества трудно найти фактор,   который

на протяжении веков играл бы большую роль,  чем религия.  Религия

была решающим импульсом во многих исторических движениях.  Приня-

тие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире,  экспан-

сия ислама,  реформация западной Церкви стали подлинными вехами в

жизни человечества. Даже сама борьба против религии есть  косвен-

ное признание ее значения (4, с.7).

     Влияние религиозной веры распостраняется  и  на  грандиозные

социальные потрясения,  и на  интимнейшие  стороны  человеческого

сердца. И именно последнее состовляет ее главную силу (4, с.7).

     В истории человечества нет ни одного народа,  который был бы

совершенно лишен веры.    Даже  атеистов  нельзя  считать  людьми

по-настоящему неверующими.  Идеологические мифы,  которые  прини-

маются ими на веру,- это по существу перелицованная религия.    В

результате возникают верования  атеизма,    украдкой  привносящие

сммысл в бессмыслицу,  предназначенные примирить человека с  тем,

что он по самой природе своей не может принять.  Нынешний  атеизм

не какая-то принципиально новая ступень сознания,    но  вскрытие

реального соотношения духовных уровней в обществе (4, с.8).

     От каменного века до термоядерной эры,   претерпевая  удиви-

тельные изменения и метаморфозы, живет религия неразрывно с чело-

веческим духом, с мировой культурой.  Египетские храмы и вавилон-

ские гимны. Библия и Парфенон,  готические витражи и русские ико-

ны,  "Божественная комедия" Данте и творения Достоевского,  мысль

Платона и Кьеркегора, музыка Баха и Бриттена, социальные идеи Са-

вонаролы и Мюнцера - все это коренится в религии,  которая вносит

в земную жизнь высший смысл, связывая ее с Непреходящим...  Формы

культуры определяются в первую очередь тем,  как воспринимает че-

ловек окружающий мир,  что он думает о себе,  о жизни,  о Высшем,

какие этические принципы руководят его поступками,  какие  идеалы

вдохновлляют его творчество (4, с.184).

     Почему же сегодня для нас так важна эта тема?  В наш век пе-

редовых технологий и атомной бомбы - необычайно возрос интерес ко

всему необычному, таинственному и мистическому. Думаю, что приме-

ров этому приводить не надо,- им наполнена вся окружающая  жизнь,

интерес к нему проявляется у всех, и в контексте современной жиз-

ни тема христианства окажется весьма  своевременна  и  необходима

(18, с.3).

     Также,  эта тема напоминает нам о тех нравственных  идеалах,

на которых воспитывалось не одно  поколение наших предков. Миф об

отсталости Древней Руси давно развеян учеными,    но  по-прежнему

продолжает корениться в сознании огромного числа наших  соотечес-

твенников. Мы уже поняли высоту древнерусского ремесла, порой уже

недостижимого для нас,  начинаем понимать и  значение  древнерус-

ской культуры (21, с.5).

                     I. У ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА

     История христианской религии насчитывает теперь вот уже  две

тысячи лет,  однако ее идеологические и ритуальные  истоки  можно

обнаружить примерно за столетие до начала новой эры.  Это одна из

трех наиболее распостраненных религий мира,  как по ее географии,

так и по числу исповедуующих ее людей. Около трети жителей плане-

ты включается церковной статистикой в общее определение "христиа-

не"(20, с.5).

     Христианская религия возникла в рамках процесса перехода  от

высшего этапа утверждения рабовладельческой системы к дифференци-

рованным формам полусвободного положения,  вассальной  и  крепос-

тной зависимости в деревне (20, с.6).

     Это был период,  когда на фоне безысходных бедствий  несмет-

ных масс людей,  лишенных каких бы то не было свобод и перспектив

на этой Земле, обозначилось учение о некоем "спасении",  пропове-

довавшее надежду на счастливую жизнь,  равенство хотя бы  в  ином

мире,- ожидание, бесспорно, иллюзорное, которое, однако,  несло в

себе мощный заряд человеческих чувств,  различно  выражавшихся  и

преломлявшихся в социальном окружении,  политической и культурной

среде своего времени (20, с.7).

     Христианство,  хотя и связанное происхождением с иудаизмом и

со своими первичными формами на земле Палестины,  формировалось в

совершенно ином окружении,  возникшем в  процессе  политического,

экономического и культурного сплочения, навязанного Римской импе-

рией всем народам греко-римского мира,  жившим в бассейне  Среди-

земноморья. Таким образом, в отличии от буддизма и ислама,  хрис-

тианская религия очень рано оказалась связанной с людьми и  стра-

нами, совершенно отличными от людей и стран,  которые ее породили

И в дальнейшем на процесс формирования и развития культа, доктри-

ны и институтов христианской религии оказывали определяющее влия-

ние  сначала  постепенное  расшатывание  желехных  оков  рабовла-

дельческого общества,  затем - социальные институты средневековья

и, далее,- разрушивший их порыв торговых мануфактурных групп, ко-

вавших новое промышленное общество.  На всех этапах этого процес-

са обновлялась нравственная,  понятийная,  теологическая традиция

этой религии, неизменно отягченная,  однако обращением к прошлому

(20, с.8).

       1.1. Возникновение христианства: проблема источников

     Сведения о возникновении христианства,  о христианских общи-

нах содержатся в различного  рода  христианских  произведениях  -

евангелиях, посланиях,  адресованных различным общинам и даже от-

дельным лицам, деяниях апостолов,  апокалипсисах (описаниях виде-

ний и пророчеств). Часть из этих произведений  была  впоследствии

отобрана оформившейся церковью в собрание священных книг, а часть

- объявлена запрещенными, "апокрифическими, т.е.  тайными.  Но на

раннем этапе развития христианства не было четкой разницы в отно-

шении к произведениям, которые затем стали каноническими,  и тем,

которые получили название апокрифов.  Для восстановления  истори-

ческой картины раннего христианства необходимо использовать и  те

и другие (16, с.56).

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»