Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Российское предпринимательское право /

Правоведение

←предыдущая следующая→
1 2 3 

ссылкой на то, что истёк гарантийный срок. В арбитражном суде ответчик подтвердил свою позицию: оборудование было установлено несвоевременно и за недостатки, выявленные после истечения гарантийного срока, продавец ответственности не несёт.

Каково соотношение гарантийных, претензионных и сроков исковой давности? Последствия истечения каждого из них?

Как должен быть разрешён настоящий спор?

РЕШЕНИЕ:

    Сущность исковой давности раскрывается в статье 195 ГК РФ. Характерно, что ни в ГК 1964 года, ни в Основах, такой статьи не существовало. Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. Соответственно пропуск срока исковой давности служит сам по себе достаточным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ). Вместе с тем пропуск срока исковой давности не оказывает влияния на действительность защищаемого права. Таким образом, принадлежащее лицу право существует не только в пределах сроков исковой давности, но и после их истечения. Указанный признак позволяет отличить сроки исковой давности от пресекательных сроков. В качестве примера можно указать на сроки, предусмотренные для предъявления претензий кредитором наследодателя к его наследникам (ст.554 ГК 1964 года), для принятия наследником наследства (ст.546 ГК 1964 года) и т.п. Ныне действующий Гражданский кодекс закрепляет принцип, согласно которому исковая давность может применяться только по требованию стороны в споре. В виде общего правила пропуск срока исковой давности может повлечь за собой утрату потерпевшей стороной возможности использовать любые способы защиты. Гражданский кодексом РФ устанавливается единый общий срок исковой давности – три года (ст.196 ГК РФ). Однако сохранили своё действие нормы о сокращённых сроках исковой давности. Они касаются предъявления различных требований, в том числе и о взыскании неустойки. Гражданский кодекс РФ также считает возможным предусмотреть и более длительные сроки исковой давности, примером может служить статья 181 ГК РФ, которая устанавливает для признания сделок ничтожными более длительный срок (10 лет). Характерно, что действующий ГК РФ содержит круг требований, на которые исковая давность не распространяется (ст.208).

В отличие от исковой давности претензия это требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора (об уплате долга, возмещению убытков, уплате штрафа, устранения недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы) связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Претензия должна быть предъявлена до подачи иска, вытекающего из отношений между юридическими лицами (за некоторым исключением), а также иски физических и юридических лиц к перевозчику (если эти требования не вытекают из договора перевозки) и к органу связи по окончанию услуг связи. Претензии по поводу вещей, купленных в розничной торговле, для которых установлены гарантийные сроки, предъявляют в течение этих сроков. Претензионным порядком можно назвать форму урегулирования споров между кредитором и должником. При претензионном порядке до передачи спора в арбитраж кредитор обязан предъявить должнику обоснованную претензию и лишь в случае отказа от её удовлетворения либо неполучении ответа на неё в установленный срок вправе предъявить иск. Характерно, что претензионный порядок применяется только в случае если на его необходимость указано в законе или ином нормативном акте.

Претензионный порядок урегулирования споров применяется, если иное не предусмотрено законодательством действующим на территории Российской Федерации. В настоящее время претензионный порядок в отсутствие иного регулируется Положением о претензионном порядке урегулирования споров. Следует учитывать, что порядок урегулирования разногласий при заключении договоров определяется законодательством, регламентирующим взаимоотношения сторон (п.7 Положения).

Заявитель претензии вправе предъявить иск в Арбитражный суд в случае полного или частичного отказа претензии или не получения в срок ответа на неё. Положением установлен 30 дневный срок рассмотрения претензий. Он применяется, если иной срок не установлен соглашением сторон, международными договорами, а так же контрактами с иностранными фирмами.

Соглашением сторон может быть установлен срок рассмотрения претензии, как менее, так и более 30 дней. Исковое заявление, поданное до истечении этих сроков подлежит возвращению, если ответ на претензию не получен.

Применительно к вышеизложенному следует отметить, что в настоящее время, указанное положение фактически не действует.

В соответствии со ст.4 АПК РФ, если федеральным законом для определённой категории споров установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитража лишь после соблюдении такого порядка. Поэтому несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора является основанием для оставления иска без рассмотрения. Досудебное урегулирование споров обязательно для сторон в случаях предусмотренных федеральным законом или договором, поэтому не является обязательным, если такой порядок, например, предусмотрен постановлением Правительства РФ.

Итак, к претензионным относятся сроки, в течение которых субъект, намеренный защитить своё нарушенное право, обязан заявить претензию непосредственно нарушителю, а последний рассмотреть её в установленный срок и разрешить спор с заявителем путём удовлетворения или мотивированного отклонения претензии. Несоблюдение установленного срока предъявления претензии влечёт не возможность предъявления иска в арбитражный суд. Гарантийные же сроки предназначены для повышения качества продукции (товаров, работ), входят в состав материального правоотношения и служат защитой прав потребителя продукции, поскольку предоставляют возможность, прежде всего безвозмездного устранения недостатков. В течении гарантийного срока кредитор (покупатель, заказчик) вправе предъявить должнику (поставщику, подрядчику, исполнителю) требование об устранении обнаруженных и зафиксированных в предусмотренном порядке недостатков продукции (работах, услугах), а должник обязан устранить их в бесспорном порядке безвозмездно, либо заменить предмет договора иным надлежащего качества, либо безвозмездно устранить недостатки, либо соразмерно уменьшить покупную цену, либо принять товар с недостатками и возвратить уплаченную сумму, если не докажет, что недостатки явились результатом нарушения правил пользования или хранения предмета договора кредитором, действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. При обнаружении недостатков за пределами гарантийного срока заинтересованная сторона теряет право требовать устранения нарушений в бесспорном порядке, но может прибегнуть к защите права в арбитражном суде. Правила о применении гарантийных сроков предусматриваются законами, подзаконными нормативными актами, стандартами, техническими условиями, а также соглашением сторон. Гарантийные сроки устанавливаются обычно со дня продажи вещи, передачи работ. Для реализации прав по гарантии важно, чтобы установление недостатков и заявление требований об их устранении произошло в период течения гарантийного срока. От гарантийных сроков следует отличать сроки годности товара. Эти сроки устанавливаются изготовителем и определяют возможности использования проданного товара по назначению. От гарантийного срока отличается и срок службы товара, так в последнем, требование по поводу недостатков может быть заявлено только в судебном порядке, а не в бесспорном, как в период действия гарантийного срока.

В рассматриваемой задаче имеет место гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора купли-продажи регулируемые в настоящий момент Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.469 ГК РФ продавец обязан передать

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»