Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Социология /

Влияние проблем технократизма на развитие общества

←предыдущая следующая→
1 2 3 

проблеме человека и его будущего в

связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае

с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократичес-

кого мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от

переувеличенной надежды - к разочарованию, от абсолютизации

науки - к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной

вере.

Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих

других технократических воззрений. В этом легло можно убе-

диться , обратившись к образцам технократического мышления ,

представленным, в частности, в труда американского социолога

Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", пост-

роенном структурно и функционально в прямой зависимости от

науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его

назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказывают-

ся в конечном счете разные виды используемого в экономике

научного знания и поэтому главной проблемой становится орга-

низация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное об-

щество" по Беллу, характеризуется новой социальной структу-

рой, базирующейся не на отношениях собственности, а на зна-

нии и квалификации. В книге "Культурные противоречия капита-

лизма" - провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва

между экономикой и культурой в соответствии с концепцией

"разобщенности сфер".

Имеется немало сторонников линии "технократического

мышления", которые считают, что воздействие науки и техники

на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах

мира, становится сильным источником современных перемен.

Так, З.Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверж-

дает, что постиндустриальное общество становится технотрон-

ным обществом в результате непосредственного влияния техники

и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы,

социальную структуру и духовные ценности. Хотя З.Бжезинский,

как и многие другие стороники технократических идей, посто-

янно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный ха-

рактер, на деле ссылки на развитие науки и техники использу-

ются им лишь для того, чтобы доказать способность общества

сохранить себя в условиях происходящих в мире перемен.

Технократические тенденции весь отчетливое развитие по-

лучили у Г.Кана и У.Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для

Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и зна-

чении науки и техники (являются они силами добра или зла),

авторы говорят о "фаустовской сделке" , которая якобы су-

ществует между человечеством и наукой и техникой. Обретя мо-

гущество с помощью науки и техники, человечество подвергает

себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако выс-

пупают против проведения политики направленной на прекраще-

ние или замедление научно-технического прогресса. Напротив,

они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это

развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью пре-

дотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных пос-

ледствий. Как полагают авторы, при этом, в будущем, в ходе

возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустри-

альной экономики", многосторонняя тенденция развития запад-

ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте,

технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвида-

ции предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом общест-

ве, где утвердится вера в то, только люди и человеческая

жизнь являются абсолютно священными.

В западной философии все в большей степени обнаружива-

ется стремление избежать популяризации технократизма. К.Яс-

перс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский инте-

рес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме"

техники , К.Яперс считает, что она направлена на то, чтобы в

ходе преобразования трудовой деятельности человека преобра-

зовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся

дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредс-

твом которого он подчинит себе последствия научно-техничес-

кого развития. По Ясперу "техника- только средство , сама по

себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает

человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь

вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит

он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может

быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

К.Ясперс сформулировал ясную программу , которая в осо-

бенности касается новой техники, способной коренным образом

изменить структуру человеческой деятельности. Использование

"высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в

сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировозз-

рение и психологию людей.

Обращаясь к социальным проблемам, возникающим всвязи с

применением новой технологии, английские исследователи -

член Национального совета по экономическому развитию Я.Бен-

сон и социолог Дж.Мойд считают, что "быстрые технологические

измемения, развертывающиеся в условиях свободного рынка,

влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, лич-

ностные издержки со стороны той части общества, которая ме-

нее всего в состоянии их выдержать".

Вывод:

Последствия научно-технического прогресса породили с

свое время на Западе различные технократические теории. Их

суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни

способна решить все социальные проблемы. Широкое распротра-

нение получила концепция "постиндустриального" общества

(Д.Белл и другие), согласно которой обществом станут управ-

лять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяю-

щим фактором развития общественной жизни станут научные

центры. Ошибочность ее основных положений заключается в аб-

солютизации, гипертрофировании роли науки и техники в ощест-

ве, в неправомерном переносе организаторских функций из од-

ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за-

мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни нау-

ка сами по себе не в состоянии решать сложные политические

проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет

лишь часть производительных сил, притом не самую главную.

Человек, как главная производительная сила общества совер-

шенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В

этом и есть ее главное заблуждение.

В последние годы получили распространение и прямо про-

тивоположные концепции технофобии, то есть страха перед

всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощуща-

ет себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-тех-

нического прогресса. С этой точки зрения научно-технический

прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под

контроля общества и стать грозной разрушительной силой циви-

лизации, способной нанести непоправимый вред природе, как

среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это

вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать

характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно

умаляется значение разумных начал, присущих самому челове-

честву.

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»